СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, а также к другим людям и к жизни вообще. Большинство семей сталкиваются с непониманием и презрением со стороны окружающих, ощущают равнодушие и безразличие.

 Но особенности развития не должны вызывать у самих родителей смятение или пессимизм. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребенка с нарушением интеллекта очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Нарушение должно побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

 Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Родителям важно не давать ребенку почувствовать, что его проблемы их расстраивают. Ведь если они у него с рождения, то им они воспринимаются как что-то вполне ествесственное.

Ребенок с нарушением интеллекта всегда вносит определенную степень напряженности и в отношения между супругами. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Родителям, имеющим ребенка с нарушением в развитии, следует приготовиться к тому, что его воспитание в семье требует больших физических и духовных сил. Поэтому важно, чтобы на протяжении жизни они сохранили физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее. Любовь и вера в ребенка, творческая сила и резервные возможности личности, позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути.

Поэтому необходимо изучать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, а также детско - родительские отношения в этих семьях. Детско - родительские отношения в семьях детей с нарушением интеллекта представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему. В основу описания типов положена степень выраженности эмоционального отношения к ребенку. Как уже было сказано, социальная адаптация ребенка с нарушением в развитии напрямую зависит от правильного родительского поведения. Зачастую родители такого ребенка испытывают к нему двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Ведь ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это тонко переживают.

 Часть родителей, отказывается, признавать нарушение в развитии ребенка. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Другая же часть родителей начинает чрезмерно опекать своего ребенка. Руководствуясь девизом «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». Тем самым лишая его самостоятельности.

Для выявления детско – родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта  на базе  «МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» был проведен эксперимент. В нем приняло участие пять семей. Для эксперимента были использованы  три диагностические методики: анкета для определения взаимоотношения в семьях; анкета на выявления отношений к детям, составленная на основе вопросника А. Фромма; анкета «Мой ребенок».

 На основании, проведенного исследования выделились три уровня детско – родительских отношений.

Первый уровень – положительный. К нему были отнесены две семьи, участвующие в эксперименте. Этот уровень характеризуется принятием родителей ребенка и его особенностей развития. Для этого уровня  характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. В отношениях присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, как ребёнка, так и взрослого. В этом случае личность ребенка развивается нормально

Второй уровень – нейтральный. Две из пяти семей были отнесены к этому уровню. Образ действия этих родителей, отличается почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Дети  родителей отнесенных к этому уровню склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими детьми

Третий уровень – отрицательный. Одна семья, участвующая в эксперименте, была отнесена к этому уровню.  Родители частично или полностью отвергают ребенка. Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с   его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка.

По результатам исследования видно, что личностные особенности родителей определяют их отношение к недостаткам ребенка: часть родителей озабочены отклонениями в развитии ребенка и стараются помочь своим детям, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. Тем самым усугубляя его недоразвитие.

Таким образом, только позитивное отношение к ребенку с нарушением интеллекта и формирование установки на принятие его особенности развития позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальными окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА



Ковальская А.С. студентка

2 курса,

Научный руководитель: Зак Г.Г., к.п.н., доцент.

Уральский государственный

педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия.



В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, а также к другим людям и к жизни вообще. Большинство семей сталкиваются с непониманием и презрением со стороны окружающих, ощущают равнодушие и безразличие.

Но особенности развития не должны вызывать у самих родителей смятение или пессимизм. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребенка с нарушением интеллекта очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Нарушение должно побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Родителям важно не давать ребенку почувствовать, что его проблемы их расстраивают. Ведь если они у него с рождения, то им они воспринимаются как что-то вполне ествесственное.

Ребенок с нарушением интеллекта всегда вносит определенную степень напряженности и в отношения между супругами. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Родителям, имеющим ребенка с нарушением в развитии, следует приготовиться к тому, что его воспитание в семье требует больших физических и духовных сил. Поэтому важно, чтобы на протяжении жизни они сохранили физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее. Любовь и вера в ребенка, творческая сила и резервные возможности личности, позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути.

Поэтому необходимо изучать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, а также детско - родительские отношения в этих семьях. Детско - родительские отношения в семьях детей с нарушением интеллекта представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему. В основу описания типов положена степень выраженности эмоционального отношения к ребенку. Как уже было сказано, социальная адаптация ребенка с нарушением в развитии напрямую зависит от правильного родительского поведения. Зачастую родители такого ребенка испытывают к нему двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Ведь ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это тонко переживают.

Часть родителей, отказывается, признавать нарушение в развитии ребенка. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Другая же часть родителей начинает чрезмерно опекать своего ребенка. Руководствуясь девизом «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». Тем самым лишая его самостоятельности.

Для выявления детско – родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта на базе «МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» был проведен эксперимент. В нем приняло участие пять семей. Для эксперимента были использованы три диагностические методики: анкета для определения взаимоотношения в семьях; анкета на выявления отношений к детям, составленная на основе вопросника А. Фромма; анкета «Мой ребенок».

На основании, проведенного исследования выделились три уровня детско – родительских отношений.

Первый уровень – положительный. К нему были отнесены две семьи, участвующие в эксперименте. Этот уровень характеризуется принятием родителей ребенка и его особенностей развития. Для этого уровня характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. В отношениях присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, как ребёнка, так и взрослого. В этом случае личность ребенка развивается нормально

Второй уровень – нейтральный. Две из пяти семей были отнесены к этому уровню. Образ действия этих родителей, отличается почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Дети родителей отнесенных к этому уровню склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими детьми

Третий уровень – отрицательный. Одна семья, участвующая в эксперименте, была отнесена к этому уровню. Родители частично или полностью отвергают ребенка. Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка.

По результатам исследования видно, что личностные особенности родителей определяют их отношение к недостаткам ребенка: часть родителей озабочены отклонениями в развитии ребенка и стараются помочь своим детям, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. Тем самым усугубляя его недоразвитие.

Таким образом, только позитивное отношение к ребенку с нарушением интеллекта и формирование установки на принятие его особенности развития позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальными окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!