СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности организационных форм, структуры и содержания учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы краевой научно-практической конференции "Итоги и перспективы введения ФГОС нового поклоления"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности организационных форм, структуры и содержания учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования"»

Самойлова Оксана Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ пгт. Атамановка

Забайкальский край Читинский район

Особенности организационных форм, структуры и содержания учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

Определение темы учебного материала.

Определение дидактической цели темы.

Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Продумывание структуры урока.

Обеспеченность урока (таблица).

Отбор содержания учебного материала.

Выбор методов обучения.

Выбор форм организации педагогической деятельности

Оценка знаний, умений и навыков.

Рефлексия урока.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Кроме того, она позволяет: сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности; оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).

Пример составленной технологической карты урока окружающего мира, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД ( на основе технологической карты, разработанный Г.Л. Копотоевой, И.М. Логвиновой (количество модулей зависит от типа урока):

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Планеты

Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебник «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Самара : Издательство «Учебная литература», 2012 Издательский дом «Фёдоров», 2012 года Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н.

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1-2 классы. - Самара: корпорация «Федоров», 2012.

  • Мы и окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова. 1 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2012 г.(технологическая карта представлена ниже)

Важным преимуществом карты является её универсальность, поскольку она может использоваться: для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход; для проектирования уроков в разных ступенях обучения; учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией; как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.

Технологическая карта соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.

Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.












Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Орг. момент


Подготовка учащихся к работе

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок

- Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!


Проверяют готовность к уроку. Включение в ритм урока.



Самоопределение:

внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе

Саморегуляция: стабилизация эмоционального состояния для решения заданий


Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно познавательной деятельности

- Прежде чем начнём разгадывать, повторим то, что уже знаем. Учитель организует выполнение теста на индивидуальных листах по проверке дом. задания.

- Поставьте знак + там, где вы согласны и знак – там, где вы не согласны.

Организует взаимопроверку


Дети выполняют тест, меняются работами, проводят

взаимопроверку.

Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

Уважительное отношение к иному мнению

Информационные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника. Целеполагание

Закрепление понятий: звезда, материки, солнце, Земля





- Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, совершим путешествие, а вот куда, вы ответите сами, чуть позже. На доске слова, с помощью которых попробуйте составить рассказ.

Дети пробуют составить рассказ.

- Солнце – звезда. Без солнечного света и тепла невозможна жизнь на Земле. В Солнечной системе 9 планет. Они вращаются вокруг Солнца. Солнечная система принадлежит галактике Млечный Путь. (при составлении рассказа учащиеся воспользовались знаниями полученными на прошлом уроке и дополнительной информацией)




Постановка учебной зада

Проверка понимания.

- Как вы думаете, куда мы совершим путешествие?


Отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

- Мы знаем о Земле, о солнце, но мало знаем о планетах. Познакомимся с планетами.





Формирование нового знания

Обеспечение усвоения новых знаний

- Правильно, в космос и узнаем много интересного!

Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Космос. Наука, которая занимается изучением космоса, космических тел, называется астрономия,

Слайд 2

а люди, которые занимаются изучением космоса, называются астрономами.

Слайд 3

В старину люди думали, что звёзды это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. И в древности, занимаясь изучением космоса, астрономы выделили звёзды, созвездия, планеты, занимались изучением Земли. Люди всегда мечтали полететь в космос, но сделать это не просто.

- Почему?

- А на чём полетим?


Рассматривают слайды, отвечают на вопросы.

























- земное притяжение

- на ракете


Самоопределение:осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы


Логические УУД: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; анализ, сравнение, обобщение


Усвоение новых понятий: «планета», «мерцающий»

Физкультминутка

уменьшение негативного влияния учебной нагрузки

И чтобы полёт прошёл хорошо –наберёмся сил!


Выполнение фикультминутки


Развитие умений применять в жизненных ситуациях и учебном

процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение

включаться в общую деятельность.



Этап первичной проверки знаний

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция

- Почему не на самолёте или вертолёте?

- А чтобы совершить путешествие разделимся на экипажи. Назовите ваши корабли и выберите капитанов.

- Прежде чем отправимся в полёт нам нужно ответить на вопросы, чтобы преодолеть земное притяжение.

- Следующее испытание - у вас в конвертах лежат карточки их нужно расположить в правильном порядке- очерёдность полёта в космос.

(Команде, ответившей правильно, даётся звезда)

Молодцы! А теперь, полетели! Давайте назовём цель нашего путешествия.

- Исследуем солнце и планеты. Вместе они составляют Солнечную систему.

- В центре Солнечной системы находится солнце, а вокруг него по своим орбитам движутся 9 планет.

- Нам нужно собрать информацию о солнце и планетах.

Чтение стихотворения учителем

Наши исследователи космического пространства приготовили для нас информацию о каждой планете.

(после чтения вопросы по планете)

- Помимо планет в космосе есть другие космические тела- кометы, астероиды.

- Астеро́ид — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы


- нет воздуха в космосе

Дети дают названия кораблям и выбирают капитанов.


Каждой команде даётся вопрос и дети отвечают на вопросы



Каждая команда совещается и капитаны отвечают.







- Изучение планет










Ответы детей




Дети читают информацию о планетах.


Принятие образа «хорошего ученика»

Уважительное отношение к иному мнению.


Информационные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста учебника, обработка и оценка информации.

Закрепление знаний названий планет в порядке их удаления от солнца

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

- Сейчас полёты в космос обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических кораблях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить в космос и работать в нём.

- А чтобы вернуться на Землю нам нужно топливо – это наши знания.

Проверим, как вы знаете космический словарь.

- Теперь нужно открыть корабль, а для этого нужно выстроить планеты Солнечной системы.








Каждая группа получает конверт с 2 словами и нужно дать определение. Дети отвечают.

Дети совещаются и помогают друг другу у доски изобразить Солнечную систему.



Информационные УУД: обработка информации (заполнение схем с опорой на прочитанный текст)

Информационные УУД: оценка информации

Усвоение знаний названий планет в порядке удаления их от Солнца

Итог и рефлексия


Домашнее задание


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

– Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Интересно было?

- Что бы вы хотели узнать ещё о планетах?

Слайд 24

Дает комментарий к домашнему заданию.

- Найдите интересную информацию о планетах


Высказывания детей.

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы







Записывают домашнее задание



Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Получение учащимися информации о реальных результатах учения, открытость в осмысленности своих действий и самооценке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!