ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Галиакберова И.Х.
МБОУ «Красноярская основная
общеобразовательная школа
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1,ст.1]; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом[2,с.61].
Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения школьников.
В основе экологической культуры выделяются следующие компоненты:
экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения);
экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей);
экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения[3,с.50-51].
В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой людей.
На протяжении работы образовательного учреждения, приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасности и формирование экологической культуры обучающихся.
Формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформировано с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные (неполные семьи), экономические (малообеспеченные и многодетные семьи) и экологические условия (неблагоприятная экологическая обстановка);
факторы риска (наличие детей с хроническими заболеваниями), имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний.
Цель формирования экологической культуры - создание здоровьесберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика). Учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, необходимо предусмотреть мероприятия по привлечению родителей к совместной работе по формированию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности в условиях ФГОС реализуется с помощью предметов УМК «Перспективная начальная школа».
Система учебников УМК «Перспективная начальная школа» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Умения, относящиеся к экологической культуре, безопасности жизнедеятельности, формируются целевым образом на уроках по базовым дисциплинам и во внеурочной деятельности.
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа» несут в себе значительный здоровьесберегающий потенциал:
- воспитание экологической и физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях экологической и физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.
В УМК «Перспективная начальная школа» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для них необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучению; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
– ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
– любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников[4,с.9].
В образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой системе учебников УМК «Перспективная начальная школа» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В современной концепции воспитания экологической культуры основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии.
Формирование основ экологической культуры в условиях школы может осуществляться в различных формах: уроки экологии, наблюдения за природными явлениями в процессе ухода за растениями и животными уголка природы и пришкольного участка, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы.
Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которые придают экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников направлено на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы. "Охрана природы - долг каждого” - вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.
Работа по экологическому воспитанию в нашей школе проводится как на уроках, так и во внеурочное время.
Во внеурочной работе по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:
• Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
• Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы).
• Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
• Практическое направление работы (прополка растений на пришкольном участке, уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).
Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. С самого первого класса я стараюсь научить детей наблюдать за природными явлениями и чувствовать природу.
Важным моментом в жизни нашего класса стало сотрудничество с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», Музеем естественной истории Татарстана и активное участие в подготовке занятия естественнонаучного кружка «Пилигрим» 3 апреля 2014 года; победа в конкурсе стенгазет «Открытая книга», посвященном Всемирному дню Земли (Гран-при 22.04.2014); участие в 1 региональном конкурсе проектных и творческих работ общеобразовательных школ и гимназий «Край родной, навек любимый» на базе МБОУ «Бишнинская начальная школа-детский сад ЗМР РТ».
Хочется закончить свою статью словами заслуженного эколога РФ Смирного В.М.: « Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы – экологическое сознание».
Литература
Проект федерального закона «Об экологической культуре». Статья 1.
Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.
Рахматуллина Е.В., Семчук Н.М. Принципы формирования экологической культуры студентов ССУЗ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2 – стр. 50-51
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - стр. 9