СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по методике обучения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты педагогические условия, необходимые для фомирования познавательного мотива младших школькников на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Статья по методике обучения младших школьников»

Сущность и содержания понятия «педагогические условия».

Роль педагогических условий в формировании познавательного мотива учащихся начальной школы

Макарова Анастасия Александровна

Музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16 "Колокольчик"

г. Мичуринск Тамбовская область


Для того, чтобы раскрыть понятие «педагогические условия», направленные на формирование познавательного мотива учащихся начальной школы, нам необходимо обратиться к термину «условие».

Изучение специальной литературы по теме исследования позволят нам рассмотреть основные черты и признаки понятия «условие» в различных аспектах.

Так, в научной литературе «условие» понимается следующим образом:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [2, с. 58].

Из научной литературы следует, что философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [1, с. 70]. Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития.

В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [1, с. 27].

Педагоги занимают похожую с психологами позицию, рассматривая в педагогических исследованиях условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [5, с.36].

Получается, что результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Однако анализ научно-педагогической литературы [4, с.50] позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогические условия» не существует. Полагаем, что термин «педагогические условия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты [5,с.43]. Так, во времена становления и развития науки в целом и педагогической науки в частности происходила трансформация рассматриваемого понятия и его составляющих. Неоднозначно трактовались педагогические условия и в трудах отечественных педагогов.

Следует заметить, что в современных изысканиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. Так, [4, с.63] по сфере воздействия выделяют две группы условий функционирования педагогической системы: внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона); внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса (учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические). Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени, что предполагает обращение к современным информационным технологиям в процессе организации урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

Следует заметить, что, рассматривая понятие «педагогические условия», ученые придерживаются нескольких позиций.

Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть:

- совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды [3, с.75];

- (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [2, с.57];

- общность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [1, с. 44];

- совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса [4, с.38].

Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов [2; 5]:

- компонент педагогической системы, отражающий совместность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие [5, с.65];

- содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [4, с. 29], что, по нашему мнению, влечет привлечение информационных технологии на уроках в начальной школе, как современных средств обучения в образовательный процесс, способствующих формированию познавательного мотива учащихся начальной школы.

Ученые, занимающие третью позицию, трактуют педагогические условия как планомерную работу по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающую возможность проверить результаты научно-педагогического исследования [1; 3; 4] При этом ученые данной группы указывают на необходимость расположения педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования [3, с. 10].

Учитывая цели настоящего исследования, мы в определении понятия «педагогические условия» придерживаемся третьей позиции, предложенной исследователями, т.к. нам необходимо вести планомерную работу по формированию познавательного мотива младших школьников в процессе обучения.

Таким образом, мы видим что термин «условия» повлек за собой обращение к термину «педагогические условия», которые базируются на основании планомерной работы, конструированием педагогической системы и совокупность мер педагогического воздействия.

Изучение литературы по теме исследования [2; 4;5] позволяет нам утверждать, что по характеру воздействия выделяют объективные и субъективные педагогические условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, составляют нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и определяются в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут меняться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых. Можно предположить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс учащихся начальной школы как основное условие формирования познавательного мотива соотносится с субъективными условиями.

В свою очередь необходимо заметить, что по специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические педагогические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим условиям – особенности социально-демографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; воспитательные возможности окружающей среды; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса, что, так или иначе, по-нашему мнению, связано с возможностью обращения к использованию информационно-коммуникационных технологий. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов и др. Очевидно, что для всестороннего развития школьников начальных классов необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии.

Заметим, что использование технических средств, не только всем привычных (магнитофона, диапроектора, телевизионных учебных фильмов), но и более современных, например, компьютера, медиапроектора в качестве средства обучения приводит к формированию у детей познавательного мотива. Замечено, что условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса.

Полагаем, что педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания. Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебного ИКТ-оборудования.

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих основной интерес, является обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Решение этой задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами:

1) одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»;

2) подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам;

3) нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования);

4) слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д.

Недопущение возникновения подобных затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия.

В итоге мы выяснили, что в виду формирования полноценного познавательного мотива младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Исходя из этого познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, сформируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности на уроках в начальных классах.

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. -С. 7-44.

  2. Кувалдина М.М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестник новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2007. - № 40. - С. 32-34

  3. Подымова Л.C. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 32 с.

  4. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - №3. - С. 185-188.

  5. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т.Е.Соколова // Начальная школа. – 2004. - №3. - С. 21-23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!