СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по работе с одаренными детьми.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом об

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на методическом объединении по работе с одаренными детьми на уроках искусства и МХК.

Просмотр содержимого документа
«Статья по работе с одаренными детьми.»

МБОУ Алексеевская сош















Из опыта работы с одаренными детьми







Ерохина Ольга Павловна

- учитель ИЗО и МХК











2015г.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Перед педагогами предметов эстетического цикла всегда стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. В рамках модели образования предусматривается реализация следующих направлений работы с одарёнными детьми:

1. Развивающее направление - формирование умения выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

2. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей.

3. Информационное направление - привлечь внимание педагогов к проблемам одаренных детей.

4. Координационное направление - обеспечить контроль и анализ деятельности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающихся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка личность с признаками одаренности зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями школьных, районных, областных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах. Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

• выявление одаренных детей;

• развитие творческих способностей на уроках;

• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектная, исследовательская работа);

• создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, я провожу диагностику одаренности .

Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к моему предмету. Используя разные художественные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности на уроках, школьники учатся видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, - всё это направляет внимание ребёнка на самовоспитание, учит анализировать и развивает творческие способности.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, презентации, исследовательские проекты.

На своих уроках я стараюсь показать учащимся, что знание произведений искусства необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, лекции, конкретные примеры из жизни, презентации и т.д.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения района и области, научно-практические конференции, научно-методические семинары по искусству.

На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и закрепляют. Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, я предлагаю таблицы, карточки и др. проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов. Критериями проверочных заданий служат художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения. С проверочными карточками можно работать в начале урока или в конце его, на обычных уроках или на обобщающих в зависимости от темы и задач, поставленных учителем. С помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить уровень знаний, умений и навыков детей всего класса, а сэкономленное время использовать для практической работы. Работают дети с карточками следующим образом.

К примеру, возьмем одну из проверочных карточек из блока уроков ''Изображаю и украшаю''. На карточке изображены фрагменты различных видов народной декоративной росписи (хохлома, гжель, элементы росписи Жостова). Задание: назови виды росписи. Ученик, получив карточку и определив виды декоративных росписей, отвечает на вопрос письменно или устно. Для быстрого ответа можно выдать три варианта ответа, рядом с каждым словом-подсказкой необходимо проставить порядковый номер. При проверке если все ответы ученика сошлись с правильными ответами, он ставит себе оценку ''5'', если ученик ответил не на все вопросы, то – ''4'' и т.д.

В урок можно внести разные творческие задания, которые помогут развить креативное мышление учащихся, приведу несколько примеров:

1. Нарисуй свой портрет, так чтобы из него можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.

2. Посмотри внимательно на фигуру, и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки.

3. Закончи рисунок

4. Придумай название, и рассказ о том, что ты изобразил.

5. Создание творческих проектов

Интересными заданиями для одарённых детей являются создание проектов на различные темы школьной программы. Детям интересно добывать новый материал, обрабатывать его создавать рисунки к проектам, фантазировать на тему оформления творческих работ.

В работе с одарёнными детьми делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между, предметами, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения: между персонажами сказки), построении вырази тельной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности этих отношений. Большое внимание уделяется построению композиций, предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек - предмет, человек - животное, животное -животное, человек - человек. Такие задания требуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по предмету. Часто в нашей школе проводятся недели изобразительного искусства и МХК, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», занимательных мероприятиях, выставках и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению профессионального образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Так на протяжении последних трех лет мои ученики занимают первые и призовые места в районных олимпиадах по МХК (Степаненко Евгений-призер и победитель, Архипова Валерия-победитель, Немтинова Екатерина-победитель).

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, создают творческие проекты, свои результаты они представляют на муниципальном, районном уровнях. Так в прошлом учебном году я участвовала в районном конкурсе учителей «На одном дыхании» и заняла первое место. Совместно с группой учащихся 8 класса была проведена большая работа по сбору и обработке материала, а также постановке сказки «Снегурочка». Коллективное творческое дело крепче сплотило ребят, укрепилось чувство гордости за свой класс. Особую радость принес успех победы в районном конкурсе. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах рисунков и занимают призовые места (Архипова В. ,Лаврова Р., Пряничникова А.и др .),в фото конкурсах.

В 10-11 классах на уроках МХК я провожу образовательную игру «Карусель искусств», которая посвящена ключевым этапам развития русского искусства. В рамках игры учащиеся: определяют автора музыкального произведения по его фрагменту и информации о нем; знакомятся с интересными фактами, связанными с разными картинами русских художников, и на основе анализа этих фактов производят отбор репродукций; упражняются в ораторском мастерстве — произносят речь с опорой на значимые для русской культуры понятия. Провожу видеолекции на тему «Ключевые этапы развития русской культуры» и тестирование, с помощью которого формирую базовые представлений о русской художественной культуре, провожу уроки- практикумы: «Анализ произведений русской иконописи» и другие для формирования навыков анализа произведений иконописи, составляем каталог образовательных электронных ресурсов по теме. Призываю своих учеников расширять свои знания для самостоятельного изучения курса МХК, рекомендую участвовать во Всероссийских заочных олимпиадах по МХК и образовательных играх.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступая к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Я понимаю, что несу ответственность перед учащимися за их счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!