СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стаья содержит информацию о гражданско-патриотическом воспитании обучающихся в школах города Мценска, работе экологического отряда "Росинка" (МБОУ г. Мценска СОШ № 7)

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников"»

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Таким образом, современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности. Одним из путей решения проблемы является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.

В ходе краеведческой деятельности учащийся:

-  получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

-  осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

-  получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;

-  чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

-  приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;

-  приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

-  у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.

Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, о родном крае. География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, истории, экономики и др. Роль географии в патриотическом воспитании подрастающего поколения является ведущей в общеобразовательной школе. В проекте «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» уделяется особое внимание усилению воспитания чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе за счет переработки и усиления курсов «География России» и «География родного края».

Данный документ должен стать новым шагом в разработке современной образовательной политики России, общие принципы которой определены в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, а также в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы». Именно образование в первую очередь должно собрать воедино современные социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодежи гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: области, города, села.

На протяжении многих лет в городе ведется активная краеведческая работа. Практически все образовательные учреждения могут продемонстрировать свои достижения в сфере географического исследования на самом высоком уровне. Это и богатейший материал, собранный школой № 1 под руководством Савельевой Л. И., отраженный в школьном музее. Это топонимика родного края – материал, освещенный лицеем № 5 (учитель Пассова Р. Н.), а также краеведческие исследования, проводимые учителями географии Бычковой О. И. (школа № 2) и Штин А. М. (школа № 9). Конечно, хотелось бы представить и работу по географическому краеведению, проводимой в школе № 7. Надо сказать, что типично географическими эти исследования назвать будет трудно, так как география – наука порубежная, поэтому и краеведческие исследования проводимые школой сочетают в себе сведения из истории, биологии, литературы, музыки и многих других дисциплин. С 2001 года в школе ведётся целенаправленная исследовательская и краеведческая деятельность. Накоплен большой практический опыт совместной работы с научными сотрудниками отдела мониторинга по защите окружающей среды и охране природы государственного мемориального и природного музея - заповедника Спасское - Лутовиново. Сегодня, когда позади 16 лет интересной и плодотворной деятельности и налицо большой практический результат в виде полностью реализованных и значимых проектов, мы приоритетным направлением своей деятельности считаем организацию нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Руководители экологического отряда «Росинка» создали условия для осуществления реальной краеведческой деятельности школьников как наиболее ценного социального опыта, который необходим сознательному и активному гражданину России. В результате созданы проекты:

- «Литературно - экологическая тропа Бирюка»,

- «Гидрологическое изучение прудов Спасского -Лутовиново»,

- «Аптекарский огород Варвары Петровны»,

- Литературно - историко-географическое исследование «И вновь я посетил…»,

- «Эколого-краеведческая тропа «Деревья тургеневского парка»,

- «Современное состояние мемориальных деревьев усадьбы И. С. Тургенева Спасское Лутовиново,

- весной 2017 года начата работа по изучению подземных вод музея-заповедника под рабочим названием «Капля жизни».

Стоит также отметить краеведческие исследования, включающие в себя материалы по истории, этнографии, архитектуре родного края. За последние два года, «История одного храма» (учитель Варова Е. А.), «Меркуловский партизанский отряд (учитель Збинякова Е. А.), «Калинников – гений Орловского края» (учитель Мустафаева Н. В.) и многие другие.

Материал используется на уроках и внеклассных мероприятиях учителями школы и находится в открытом доступе для пользователей в брошюрах и на официальном сайте школы.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.


Уважаемые коллеги, скоро начинается новый учебный год. И в этом году я желаю вам всем новых свершений и больших достижений. Пусть будут освоены новые методики, получены желанные степени, пусть ученики радуют своими успехами, пусть в коллективе царят поддержка и взаимопонимание. В ваших домах постоянными гостьями будут уют, мир и гармония, а невзгоды всегда обходят его стороной!

Руководитель ГМО учителей

географии Зайцева М. Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!