КГУ «Средняя школа № 23»
Урок математики в 3 классе «А»
«В стране таблицы умножения»
Урок подготовлен учителем начальных классов:
Неделько Анной Александровной
Урок выдан в рамках обобщения
передового педагогического опыта
работы на областном семинаре
«Повышение качества образовательного
процесса через внедрение
инновационных педагогических
технологий в обучении и воспитании»
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний - это одна из центральных задач школы на современном этапе. Она делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Это требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, то есть определённого уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.
Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идёт интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей.
Самооценка - важнейшая личностная инстанция, оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.
После изучения различных методик, по выявлению уровня самооценки школьников, я сформировала собственную методику, на основе возрастных и физических особенностях своих учеников. Дала название своей методике - «Забор». Меня интересуют основные 4 критерия:
- ум, способности;
- авторитет у сверстников;
- умение многое делать своими руками, умелые руки;
- уверенность в себе.
Необходимо формировать объективную самооценку у учащихся на каждом уроке. Мною были разработаны и систематизированы различные приёмы формирования самооценки у младших школьников, которые я в данный момент применяю на своих уроках, тем самым отслеживаю результативность данных приёмов на самооценку учащихся и сразу корректирую их. В своей работе я применяю несколько приёмов для формирования самооценки, которые, по моему мнению, наиболее влияют на положительный результат данной работы.
В качестве образца некоторых приёмов работы, я предлагаю урок математики:
В стране таблицы умножения
Задачи (ставятся учащимися):
- повторить таблицу умножения;
- вспомнить правила, касающиеся таблицы умножения;
- выполнить задания по таблице умножения;
- закрепить ранее полученные знания о таблице умножения.
МЕДАЛИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ!!!
Первый этап урока – это УСТНЫЙ СЧЁТ. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить правила:
название компонентов при умножении и делении, поиск неизвестных компонентов;
переместительное свойство умножения;
взаимосвязь между умножением и делением – взаимообратные действия;
умножение и деление с числами 0 и 1.
Выражения необходимо читать разными способами:
произведение чисел…;
При умножении
первый множитель…, второй множитель…;
… увеличить в … раз.
частное чисел…;
При делении
делимое…, делитель…;
… уменьшить в … раз.
Задание на доске:
0 2 = _ 2 _ = 6
3 1 = _ _ 2 = 6
0 : 2 = _ 6 : _ = 2
3 : 0 = _ : 2 = 3
Выступление ученика от группы (РУБРИКА «СЕКРЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»)
Под доской, на стене, плакаты, которые ученики прикрепили заранее. Цель выступающего: рассказать о своей проделанной работе (его группы). Их группа работала над таблицей умножения с числами 2 и 3. Какие они закономерности нашли? Нашли ли способ лёгкого запоминания таблицы? И так далее…
Второй этап урока – это РАБОТА В ПАРЕ ПО КАРТОЧКЕ. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить правило и провести физкультминутку, пассивную, для пальцев («Посчитаем пальчики на трёх языках», «Замочек»):
как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?!
Задание на карточке в виде таблицы:
Задание: ВО СКОЛЬКО РАЗ…? | Ответ |
20 больше 4 | |
5 меньше 20 | |
4 меньше 16 | |
16 больше 4 | |
20 больше 5 | |
25 больше 5 | |
5 меньше 25 | |
4 меньше 20 | |
После выполнения задания, учащиеся обмениваются карточками с соседними партами, происходит взаимопроверка парами. Оценка «ставится» в виде «приклеивания стикера» на карточку. Без ошибок, всё верно – розовый или оранжевый стикер; одна - две ошибки – зелёный стикер; три - четыре ошибки – жёлтый стикер; пять ошибок и более - голубой.
После того, как карточки возвращены со стикерами, каждый ученик, в своём индивидуальном листе оценивания, ставит себе отметку: розовый или оранжевый – «5», зелёный – «4», жёлтый – «3», голубой - «2» (значит нужно выучить правило и таблицу умножения!).
Выступление ученика от группы (РУБРИКА «СЕКРЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»)
Под доской, на стене, плакаты, которые ученики прикрепили заранее. Цель выступающего: рассказать о своей проделанной работе (его группы). Их группа работала над таблицей умножения с числами 4 и 5. Какие они закономерности нашли? Нашли ли способ лёгкого запоминания таблицы? И так далее…
Третий этап урока – РАБОТА В ТЕТРАДИ (математический диктант).
У каждого ученика распечатанный лист в клетку, в виде тетради, с заготовками заданий. В неё необходимо записывать только решения заданий.
Для математического диктанта понадобятся «таблички» с готовыми ответами для проверки задания. Они имеются у каждого ученика и уже прикреплены на доске, но в перевёрнутом виде, ответы не видно. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить правило:
что значит увеличить или уменьшить число в несколько раз, что нужно делать?!
Задание проговаривается устно:
6 увеличить в 7 раз;
7 увеличить в 7 раз;
7 увеличить в 6 раз;
6 увеличить в 6 раз;
42 уменьшить в 6 раз;
36 уменьшить в 6 раз;
49 уменьшить в 7 раз;
42 уменьшить в 7 раз;
Проверка осуществляется самими учениками (цветными ручками, можно красной). Они молча показывают табличку с ответами, сверяются с табличкой на доске. Ответ верный – «+», ответ неверный – «-». Подсчёт результата: одна - две ошибки – «4», три – четыре ошибки – «3», пять ошибок и более – «2». Каждый ученик, в своём индивидуальном листе оценивания, ставит себе отметку.
Выступление ученика от группы (РУБРИКА «СЕКРЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»)
Под доской, на стене, плакаты, которые ученики прикрепили заранее. Цель выступающего: рассказать о своей проделанной работе (его группы). Их группа работала над таблицей умножения с числами 6 и 7. Какие они закономерности нашли? Нашли ли способ лёгкого запоминания таблицы? И так далее…
Четвёртый этап урока – РАБОТА В ТЕТРАДИ ПО ВАРИАНТАМ. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить правила и провести физкультминутку, активную, для отдыха («Чётное/нечётное число»):
чётные числа – делятся на 2, нечётные числа – не делятся на 2;
поиск доли от числа и числа по его доли.
Краткая запись уже записана в «тетради». Нужно записать решение и ответ.
1 вариант
Было - 72 м
Израсходовали - ? м, часть
2 вариант
Было - ? м
Израсходовали – 9 м, часть
ЭТО ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ!!!
Проверка осуществляется по вариантам (соседние парты). Красное солнышко – это оценка - «5» (всё решено верно), жёлтое солнышко – «4» (имеются недочёты, исправления), чёрное солнышко – «2» (задача не решена)!
Выступление ученика от группы (РУБРИКА «СЕКРЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»)
Под доской, на стене, плакаты, которые ученики прикрепили заранее. Цель выступающего: рассказать о своей проделанной работе (его группы). Их группа работала над таблицей умножения с числом 8. Какие они закономерности нашли? Нашли ли способ лёгкого запоминания таблицы? И так далее…
Пятый этап урока – РАБОТА В ТЕТРАДИ, ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СТОРОНЫ КВАДРАТА ПО ЕГО ПЕРИМЕТРУ. Прежде, чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить формулу периметра квадрата:
Р = а 4 – формула периметра квадрата.
Краткая запись уже записана в «тетради». Нужно записать решение и ответ.
Р – 36 см
а - ? см
Проверка осуществляется «напарником» по парте. Взаимопроверка обозначается улыбкой смайлика - , , или . Работы возвращаются. Ученик себе ставит оценку в индивидуальный лист оценивания: 5, 4, или 2.
Выступление ученика от группы (РУБРИКА «СЕКРЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»)
Под доской, на стене, плакаты, которые ученики прикрепили заранее. Цель выступающего: рассказать о своей проделанной работе (его группы). Их группа работала над таблицей умножения с числом 9. Какие они закономерности нашли? Нашли ли способ лёгкого запоминания таблицы? И так далее…
Подводится итог урока. Возвращаемся к задачам, поставленные перед нами. Достигнуты – аплодируем, не достигли, не выполнили – топаем.
Выступление учеников (РУБРИКА «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ТАБЛИЦЕ УМНОЖЕНИЯ»)
Рассказывают интересные факты о таблице умножения. Делают выводы, что таблица умножения, также, как и числовой ряд, является бесконечной. И, что у таблицы умножения, нет определённого «хозяина».
Учеников благодарят за урок и разрешают открыть конверты с подарками, на память об открытом уроке (цветная таблица Пифагора).
Домашнее задание: найти сторону прямоугольника по его периметру (карточка).
СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА ПОВЕДЕНИИ. МЕДАЛИ ОСТАЮТСЯ НА ПАМЯТЬ ОБ УРОКЕ.
При выборе темы самообразования: «Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе», для меня была поставлена цель: формирование самооценки учащихся для успешного их обучения в школе.
Постоянно необходимо искать новые приёмы, новые методики, новые виды заданий. Подходить к этой работе нужно и индивидуально, и фронтально. Работу нельзя проводить только в одном направлении или только в учебном процессе. Нужно личность формировать разносторонне, раскрывая в ней потенциал, помогать и подбадривать. Нет плохих или хороших детей, в каждом ребёнке есть то, на что нужно ему указать, чтобы в дальнейшем он сам работал над собой, над своим самосознанием, над своим самосовершенствованием.
Я получаю положительные результаты, следовательно, буду продолжать работать в данном направлении, тем самым совершенствуя не только учащихся, но и саму себя.