СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение технологии диалогового взаимодействия на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены примеры применения ТДВ на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение технологии диалогового взаимодействия на уроках физики"»

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение и воспитание должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня.

Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. ФГОС не просто возвращает воспитание в школу. Ему отводится центральное место в деятельности учебного заведения. Приоритетным качеством образовательной системы становится не только целесообразность, но и ценностносоообразность.

Внутренней выработке иерархии ценностей, мировоззренческих установок учащихся способствует диалог, он открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний по некоторым предметам. Диалог – неотъемлемый атрибут жизни личности: «Жить – значит участвовать в диалоге.Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»» (М. М. Бахтин). Это способ познания действительности и одновременно особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности. Диалог – и цель, и результат, и содержание образования, он сам по себе образовательная технология.

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования.

В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей, знаний умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельностной личности, но и разберется в способах их развития.

Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.

Работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательными и считаться с партнерами, с их мировоззрениями и интересами, с принадлежностью к другой национальности и родовой культуре, так как развивается чувство ответственности за свои поступки и за поступки собеседника.

Процесс обучения при использовании технологий диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Так, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник этого диалога имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности.

В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, обсуждать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми.

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Технологии диалогового взаимодействия:

  1. Целью педагогической деятельности становится создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем усвоения ими содержания учебных программ. Для повышения эффективности учебного процесса рекомендуется использовать технологии диалогового взаимодействия, которые предполагают работу в парах постоянного и сменного состава, работу в малых группах. В классификацию технологий диалогового взаимодействия включены следующие технологии:

«Взаимообмен заданиями»;

Методика Ривина. (Технология рефлексивного чтения.);

Методика, обратная методике Ривина;

«Взаимопередача тем»

Мурманская методика

На своих уроках применяла некоторые из предложенных методик:

  1. Методика Ривина (МР).

Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без объяснения учителя. Учитель выбирает несколько тем. По содержанию темы выбираются так, что ученик может изучать их в любой последовательности. Темы небольшие, учитель может сам разделить текст на абзацы, но может этого не делать. Подготовленный материал может изучаться

на одном уроке или несколько занятий подряд в разные дни. Каждый ученик в

данный момент изучает одну тему, а за определённый промежуток времени он должен усвоить все темы. У каждого ученика своя последовательность их изучения. Учитель готовит алгоритм работы. Если в классе изучается одновременно более двух тем, то алгоритмы могут быть неодинаковыми для разных текстов. Учитель распределяет темы между учениками так, чтобы одновременно над каждой из них работали и слабые, и средние, и сильные ученики. Сложности рассадки учащихся на уроке, проходящем в кабинете физики, связаны с тем, что по правилам безопасности в кабинете физики все парты в классе жестко зафиксированы на определенных местах. Поэтому приходится соблюдать традиционную рассадку учащихся «по вариантам». Но количество вариантов становится больше!

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Ученики получают тему – задание и готовят к работе свою тетрадь. Они записывают число, название темы и делят страницу на графы:

№ абзаца

Основная мысль

Узловые понятия

С кем работал





Затем каждый ученик приступает к работе с текстом. Он сам решает, надо ли ему читать сначала весь текст или он может сразу начать работу с партнёром над первым абзацем. После такой подготовки он приглашает к работе партнёра.

Два ученика находятся рядом. У каждого из них своя тема. Сначала они будут изучать тему первого ученика. Этот ученик читает свой текст, второй слушает. Вместе выделяют абзац, обсуждают его, составляют предложение, выражающее суть абзаца, для записи в тетрадь. Это предложение нравится обоим, второй ученик записывает его в тетрадь первого ученика в графу «основная мысль». Заканчивают эту работу. Теперь второй ученик будет изучать 1-й абзац своей темы, а первый ученик поможет ему.

Последовательность работы в паре может быть иной. Может быть такой, что ученикам легче сначала выписать информацию в 3-ю графу и сделать, ту работу, которая была описана во 2-ой части, а потом приступить к выделению главной мысли абзаца.

Алгоритм работы:

  1. Получи текст.

  2. Подготовь к работе тетрадь.

  3. Если считаешь это для себя необходимым, то прочитай весь текст.

  4. Прочитай алгоритм работы.

  5. Проверь, выделены ли абзацы.

  6. Пригласи партнёра.

  7. Назови товарищу тему и скажи, какую работу в паре вы должны выполнить.

  8. Прочитайте вслух выделенный абзац или часть текста и выделите абзац сами.

  9. Выпишите новые слова и работайте над их усвоением.

  10. Сформулируй то предложение, выражающее суть абзаца. Обсудите его. Товарищ запишет его в свою тетрадь во вторую графу.

  11. Работайте над усвоением абзаца.

  12. Прекратите работу по взаимному согласию.

  13. Товарищ впишет в твою тетрадь в 3-й графе необходимую информацию, а в 4-ю свою фамилию.

  14. Поблагодари своего товарища.

  15. Приступайте к работе с абзацем товарища.

В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они

изучали другой материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что они изучают. Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца, который усвоили, работая в первой паре. При этом они пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У них могут возникнуть вопросы, отвечают на них, а затем они работают по алгоритму, начиная с п.7.

Когда они встретятся с 3-м партнёром, то они сначала перескажут друг другу содержание 2-х первых абзацев, ответят на вопросы, и только после этого они приступят к изучению следующей порции материала. Применение этой методики помогает решению следующих проблем:

  1. Выработке качеств полноценного чтения: беглости, осознанности, выразительности, правильности чтения.

  2. Формированию навыков работы над прочитанным текстом: выявлению содержания, основных частей, главной мысли и воспроизведение содержания.

Применение этой методики на уроках физики имеет свои особенности, это касается выделения абзацев, озаглавливания, постановки вопроса к абзацу, проверки знания после усвоения. Проверка может быть устной, письменной, в виде тестов, итоговой и.т.д.





При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать то направление размышления, которое соответствует теме урока, страх не справиться с таким огромным объемом материала.

Каждый ученик, получая во время социализации, рефлексии обратную связь, не оценивая отметкой свои действия, осознает свою значимость для других и для себя в процессе сопоставления собственного индивидуального мира с миром другого человека, через эмоции и ощущение сопричастности. При этом происходит обогащение индивидуального мира (опыта) одного человека индивидуальным опытом другого, их объединение, направленное на преодоление отчужденности, снятие чувства страха и в общении, коррекции заниженной или завышенной самооценки.

Учебная деятельность в режиме технологий диалогового взаимодействия помогает учителю и ученикам сделать процесс развития мышления более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов творческим и интересным.

Литература:

1. Вахрушев А.А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах / А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6.

2. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.

3. Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках/А.Н. Дибленкова//Начальная школа плюс. До и После. - 2008. - № 8.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя/Е.Л. Мельникова. - М., 2006.

5.Современные педагогические технологии основной школы в условия ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!