Мотивационно - проблемный этап урока информатики
(Из опыта работы Баяндиной Елены Степановны учителя информатики МАОУ СОШ №12 г. Березники Пермского края)
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями… К.Д. Ушинский Мотивационно-проблемный этап урока – это начальный этап, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
сосредоточение внимания на учебной ситуации
осознание смысла предстоящей деятельности
осознанный выбор мотива
целеполагание
стремление к цели (осуществление учебных действий)
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Примеры учебной ситуации:
7 класс. Глава 1. Человек и информация. Урок №2. Информационное общество. Что такое информация. Информационные процессы.
Вопрос: «Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?»
Культура человека

Информационная культура

Модель культурного человека, иллюстрирующая характерные черты информационной культуры

В
опрос: «В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?»
Понятие информации в различных науках
(
математика, биология, информатика)
Информационные процессы
7 класс. Глава 2. Первое знакомство с компьютером. Урок №6. Компьютерная память. Принципы организации внутренней памяти.
Примечание: учащиеся знают, что компьютерная память бывает внутренней и внешней из материала предыдущего урока.
Постановка проблемы. Представьте себе, что происходит в момент включения компьютера. Где процессор должен брать свои первые команды?
Наводящий вопрос «Может ли процессор брать свои первые команды из внешней памяти? Почему?
Внутренняя память

В
иды внутренней памяти
С
труктура, назначение, характеристики
Принципы организации
7 класс. Глава 2. Первое знакомство с компьютером. Урок №8. Основные характеристики ПК. Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств.
Примечание: в прайс-листе указаны наименования следующих товаров: мониторы, процессоры, память, корпус, клавиатура, мыши, материнские платы, видеокарты, винчестеры.
Постановка проблемы. Вы работаете продавцом-консультантом в магазине компьютерной техники. Подберите по прайс-листу конфигурацию компьютерной системы для школьника.
Характеристики процессора

О
бъём внутренней (оперативной памяти)
Характеристики устройств ввода/вывода

Характеристики устройств внешней памяти
7 класс. Глава 2. Первое знакомство с компьютером. Урок №9. Программное обеспечение компьютера.
Примечание: учащимся демонстрируется картинка.

Постановка проблемы. Рабочее место оснащено компьютером. Что нужно поменять в компьютере, чтобы превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, дизайнера или учёного, писателя или агронома.
П
рограмма
(Компьютер без …….- это бесполезный хлам, груда железа.
И только ……… делает его нашим помощником, другом, советчиком.)

Программное обеспечение компьютера (ПО)
Типы программного обеспечения
Заполнить таблицу, указав ПО необходимо людям в следующей ситуации
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Инструментальное ПО |
Web-дизайнер создаёт сайт известной фирмы | | | |
7 класс. Глава 2. Первое знакомство с компьютером. Урок №11. О файлах и файловых структурах.
Задача. В середине 70-х годов мотострелковый батальон Советской Армии насчитывал 395 человек и имел следующую структуру. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялись управление, штаб, три мотострелковых роты, взвод связи, миномётная батарея, противотанковый взвод, отделение технического обслуживания, взвод снабжения и батальонный медицинский пункт. В управление батальоном входили сам комбат, заместитель по политической части, заместитель отделения, водитель - автослесарь, старший механик. Мотострелковая рота состояла из отделения и трёх мотострелковых взводов. Пулемётное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортёра и двух пулемётных расчётов, в каждом пулемётчик и помощник пулемётчика.
Попробуйте ответить на вопросы:
Кому подчиняется командир пулемётного отделения?
Сколько подчинённых у начальника штаба?
С какими трудностями вы столкнулись при поиске ответов на поставленные вопросы? Как улучшить восприятие информации в приведённом выше примере?
Файл

Имя файла

Логические диски

Файловая структура диска

Путь к файлу

Графическое изображение файловой структуры
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.