СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Психолого – педагогическая характеристика дидактических игр как средство развития   детей дошкольного возраста.

Игра – основная деятельность детей. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная музыкальная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной  для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения музыкального развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость. (5 с.43).

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.  Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

Усвоение детьми привал игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направляется через непосредственно в ходе ее. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в сравнении мелодий, звуков, в раскладывании картинок по жанрам; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

 

Дидактическая игра  имеет определенный результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в музыкальной деятельности, в характере взаимоотношений.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В дидактической игре дидактическая задача осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, в отсутствии хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношение воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения своих музыкальных способностей, для их активизации. При этом обнаруживаются недостатки и затруднения, испытываемые детьми. Педагог помогает их заметить и преодолеть.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отожествлена с упражнением, ибо основу её составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия.

В процессе  дидактической игры музыкальные способности активизируются, принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно  выслушать и осмыслить предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

 

Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении – различных затруднений в развитии музыкальных способностей у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, педагог создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень развития музыкальных способностей.

Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. К.Тарасова делит музыкально-дидактические игры на:

1.Сюжетно-ролевые;

2.Настольные;

3.Подвижные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный эффект.

Сюжетно-ролевые – это музыкально-дидактические игры имеющие определенный сюжет и роли, например, «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Веселый поезд».

Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий. Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина настольные музыкально-дидактические игры классифицируют на четыре вида:

1.Игры, развивающие у детей звуковысотный слух («Качели», «Эхо», «Труба»);

2.Игры, развивающие ритмические чувства («Петушок», курочки и цыпленок», «Ритмическое лото»);.

3.Игры, развивающие тембровый слух  («Угадай, на чем играю?», «Музыкальные инструменты»);

4.Игры, развивающие динамический слух «Громко – тихо», «Кто самый внимательный»).

Подвижные игры – это хороводные, с  элементами соревнования под музыку. В зависимости от дидактической задачи и развертывание игровых действий  музыкально-дидактические игры Л.Н.Зимина подразделяет на три вида:

1.Спокойное музицирование.

2.Игры, типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных занятий.

3.Игры, построенные по типу хороводных. 

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика  действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки,           реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки в пространстве группой комнаты, двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а третья останавливается. После неоднократной смены звучания выступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. 

Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Прямое руководство происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый при этом выступает  в роли лидера, побуждая ребенка к совместным действиям.

Косвенное руководство включает:

-создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей, поощряющей их инициативу свободно принимать ранее усвоенный музыкальный опыт в новых условиях;

-формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися  для игр в небольшие группы по интересам и склонностям.

 

Исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, воспитатели и музыкальные руководители используют различные модели взаимодействия с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков, музыкальной деятельности детей:

  • Взрослый – «лидер», Эта модель взаимодействия включает прямое руководство, при котором педагог личным примером побуждает ребенка к совместному музицированию, показывает исполнительские приемы, проводит с детьми игры;
  • Взрослый – «партнер». В данной модели взаимодействия взрослый и ребенок вместе определяют варианты совместного участия, прогнозируя предполагаемый результат. В данной модели взаимодействия у ребенка развивается умение включаться в сотрудничество с партнером на основе совместных действий;
  • Взрослый – «ведомый». Модель взаимодействия взрослого и ребенка предполагает создание такой ситуации, при которой ребенок руководит игрой, а педагог следует за ним.

 Особое значение в развитии музыкальных способностей приобретают музыкально-исполнительские умения музыкального руководителя. От качества исполнения музыкального репертуара музыкальным руководителем во многом зависит уровень сформированности музыкального восприятия и музыкального вкуса детей, система их ценностных ориентаций в музыке.

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогические коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами развития музыкальности; разъяснение  

содержания  и методов работы в проведении музыкально-дидактических игр в каждой возрастной группе; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей. 

Формы взаимодействия педагогического коллектива включают:

Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-дидактические игры в свободное время;

Практические занятия педагогического коллектива по проведению игр;

Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новыми музыкально-дидактическими играми;

Выступления на педагогических советах по проблемам развития музыкальных способностей;

Проведение открытых музыкально-дидактических игр с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и ДОУ в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития.

Фомы взаимодействия музыкального руководителя с семьей ребенка:

-Индивидуальные беседы с родителями;

-Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

-Выступления на родительских собраниях, открытое проведение мероприятий;

-Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребенка в семье;

-Занятия – практикумы для родителей с целью их знакомства и обучения совместному музицированию с детьми.

   Качество реализации музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей.

Для успешного выполнения задач музыкального образования детей воспитатель должен:

- знать теорию и методику проведения музыкально-дидактических игр;

- знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь  оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

- поддерживать творческие проявления детей в различных видах музыкальной деятельности;  обладать развитой музыкальной культурой.

Обновление содержания музыкально-дидактических игр на основе личностно-ориентированной  модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к постоянному профессиональному росту, повышению своего педагогического мастерства, пополнению профессиональных знаний и умений, к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.

Таким образом, музыкально-дидактические игры являясь средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, имеют свои специфические особенности в структуре, видах и организации психолого-педагогических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,1968
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,АПС РСФСР 1960
  4. Голщнова О. Игры в детском саду. – М.,1965
  5. Зимина А.Н.  Основы музыкального воспитания и развития детей. – М.,2000
  6.  Игры с правилами в детском саду. – М., 1970
  7. Книман А.Г., Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1983
  8.  Кононова И.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,1982
  9. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.,1986
  10. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7- лет. – М.,1983
  11. Новиков Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2000
  12. Радынова О.П.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М,,1998
  13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.,1997
  14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982
  15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1961
  16. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред.Н.А.Ветлугиной. – М.,1985
  17. Эльконин Д.Б.Психология игры – М.,1978

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!