СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"»

Терпугова Елена Александровна,

учитель математики,

МБОУ «СОШ № 39 имени П.Н.Самусенко», г. Братск


ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЦИКЛОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий - теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, лингвистика, и строгость математических формул.

Я работаю в данной школе 4 года, преподаю математику в 6, 7, 8 классах и все это время ищу методы, которые позволят обучать не только успешных детей, но и детей со слабыми способностями и низкой мотивацией. Как сделать так, чтобы каждому ребенку было интересно и комфортно на моих уроках?

Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Именно поэтому современная педагогика не должна быть догмой, а находиться в поиске оптимальных методик и технологий обучения.

Я для себя открыла технологию учебных циклов Г.Г Левитаса. Кроме того, обращение мною к данной технологии связано так же с психолого-физиологическими особенностями обучающихся, их делению на группы с продвинутым, базовым и низким уровнем развития по особенностям мышления, культурного багажа и умению мыслить. В чём её суть: в течение урока не всегда удается преподать в достаточно полном объеме какой-либо законченный вопрос. Урок – это либо начало, либо продолжение, либо окончание отрезка времени, за который происходит процесс изучения некоторой порции знаний. А весь период такого изучения, состоящий из одного или нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого обучающиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Вот как выглядит принципиальное строение учебного цикла:

  1. Проверка знания предыдущего материала и готовности к усвоению нового;

  2. сообщение нового;

  3. репродуктивное закрепление;

  4. тренировочное закрепление;

  5. опрос по теории;

  6. итоговое закрепление.

Если все эти этапы удается уложить в один урок, то получаем одноурочные циклы, если нет, то двухурочные или многоурочные. В начале нового цикла нужно проверить знания учащихся по предыдущему материалу и выяснить, готов класс к усвоению нового. Эти две задачи я решаю с помощью диктанта, на который отвожу около 10 минут. Тексты и количество диктантов составляются заранее. Если класс готов к восприятию нового, то перехожу к изложению нового материала, используя метод структурирования, фиксирую на доске конспект, который дети переносят в свои тетради. По технологии Г.Г.Левитаса он является обязательным, так как, по его мнению «даже вполне наглядный рассказ учителя может быть плохо понят, если ученик не увидит логики в изложении». Благодаря этому рассказ делается обозримым и воспроизводимым (последнее наиболее ценно в дальнейшем изложении обучающимися материала и подготовке домашнего задания). Неотъемлемое качество зримой структуры изложения материала: присутствие всех существенных смысловых единиц и связок между ними. Но при этом

  • дети сами участвуют в составлении конспекта, используя материал учебника;

  • учитель предлагает готовый конспект, излагая материал более подробно, но при этом оставляя возможность для самопознания обучающимися.

И в первом и во втором случае происходит параллельное саморазвитие, самопознание, ведущее к самореализации обучающихся.

Следующий этап – закрепление. В этом месте как раз и выясняется, возможно ли уложить данный учебный цикл в один урок. Если состав учебных действий невелик, то это возможно. И тогда удается провести закрепление. Если не возможно, то применяется двухурочный цикл, который состоит из урока изложения нового материала и урока самостоятельной работы. Он пригоден, если не требуется длительного закрепления материала и если опрос по теории можно осуществить с помощью воспроизведения конспекта. Если же нарушается какое-нибудь из этих условий, то в учебный цикл нужно вводить дополнительные уроки.

Введение в учебный цикл специального урока решения задач позволяет значительно увеличить время закрепления материала. На этом уроке задачи решаются всеми учениками, а не списываются с доски. Если невозможно опросить теорию по конспекту, то вводиться в учебный цикл урок общения. Простейший метод на таких уроках - работа в парах.

Конечным этапом цикла является контроль теоретических знаний и итоговое закрепление в форме самостоятельной работы.

В своей работе я применяю различные формы обучения: индивидуальные, фронтальные и коллективные. Каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы. Положительным является, то, что при индивидуальном обучении наиболее полно реализуются индивидуальные возможности ученика, учитываются его личностные свойства. Недостатком же, индивидуальной формы обучения является то, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися и, значит, не овладевает навыками коллективного труда, коллективной взаимопомощи, ответственности перед коллективом. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учеников. Остановлюсь на таком варианте индивидуального обучения, как вызов ученика к доске. Если ученик слабый, то учитель вынужден уделять ему всё свое внимание, и прекращает активное обучение остальных учеников класса. Неблагоприятен и педагогический эффект от плохих ответов у доски. При использовании технологии учебных циклов такого не происходит. Содержание учебных циклов строится так, чтобы каждый ученик был занят на каждом этапе урока и отчитывался в своей работе письменно. Это позволяет дать ребенку более прочные знания, приучает его к ответственности, снимает проблему дисциплины на уроке. Взрослый человек, идя на работу, представляет себе её объём. Так должно быть и с ребёнком. Система, при которой неизвестно кого сегодня спросят, порождает халатное отношение к домашним заданиям. Если я планирую опросить всех или кого-то особо (у доски), то об этом предупреждаю заранее. Этим решается не только задача развития памяти (но и, выучив конспект, ученик твёрдо уверен, что его спросят и что он получит высокую оценку). Такую возможность представляет ученику данная технология.

Обучая детей математике, я должна помнить о необходимости сохранять здоровье детей, способствую их общему развитию и воспитанию, учитываю механизмы восприятия детьми своего предмета. Иначе говоря, методическую систему преподавания стараюсь строить с учетом требований медицины, педагогики и психологии.

Требования медицины просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, добиваюсь, чтобы все учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой.

Оказывается, школьники утомляются на уроках не от усиленной работы, а, наоборот, от безделья, от тягостного ничегонеделания. На уроках, проводимых по технологии учебных циклов, дети заняты непрерывно, и у них резко повышается уровень трудоспособности и резко снижается утомляемость. Утомляемость у учащихся достигает пика только на пятом уроке (а при традиционном – на втором). Работоспособность у них падает лишь к пятнице (а при традиционной методике – ко вторнику). По данной методике домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения все время урока. Я проверяю каждую домашнюю работу.

Безусловно, методика преподавания наука крайне субъективная. И никто, пожалуй, не заставит учителя в конкретных условиях выбрать из десяти способов объяснения нового материала один, как из десяти способов закрепления выбрать нужный и сделать так, чтобы эти выбранные способы соответствовали друг другу. Но найти их оптимальное соотношение можно, а значить, надо искать. Именно поэтому, я не могу сказать утвердительно и категорично, что выбранный мною путь абсолютен и точен, но он дает на сегодняшний день наиболее оптимальные результаты.

Литература

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.-М., Народное образование, 2001

Еремеева А.М.Организация обучения школьников с учетом уровня их работоспособности//Гигиена и санитария, 1981, №11

Левитас, Г.Г. Технология учебных циклов. – М.: «Элекса», 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!