РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра занимает ведущее место в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку.
Проведение ритмических игр оказывают положительное влияние на развитие двигательного и эмоционального мышления, внимания, умения слушать других. Здесь же формируются навыки общения, происходит необходимая детям психологическая разгрузка. Поэтому ритмические игры обязательно должны быть включены в учебный процесс.
Игру можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков.
Изучение табличного умножения и соответствующих случаев деления - центральная тема математики обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья. Надо добиваться, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принципы ее составления.
Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты самым кратчайшим путем.
Чтобы избежать однообразия в шлифовке табличных случаев умножения и деления, я провожу упражнения в игровой, занимательной форме. Даже загадочные названия дидактических игр помогают сосредоточить внимания детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения.
«Ритмические игры» - счет с одновременным выполнением движений.
Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через 2 вслух называются числа 2. 4. 6, 8……., при счете через 3 – числа 3. 6, 9. 12…….. и т.д.) Называя кратное, дети касаются ладонями друг друга. Остальные движения могут выбираться произвольно: хлопнуть в ладоши. Коснуться руками ног, плеч, пояса, головы, топнуть ногой и т.д.
В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, не только быстро усваивается устная нумерация натуральных чисел, но и фактически выучивается таблица умножения. Вместе с тем, «ритмическая музыка», которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия.
Поэтому целесообразно систематически использовать ритмические игры для проведения физкультурных минуток.
Приведу один из возможных вариантов последовательности движений в ритмических играх.
СЧЕТ ЧЕРЕЗ 2.
Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «два» (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» (4) и т.д.
СЧЕТ ЧЕРЕЗ 3.
Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «три» (3), снова - коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «шесть» (6) и т.д.
СЧЕТ ЧЕРЕЗ 4.
Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре». Потом снова - коснуться рукой правой ноги (5), коснуться левой ноги (6), хлопнуть в ладоши (7), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «восемь» и т.д.
СЧЕТ ЧЕРЕЗ 5.
Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «пять». Потом снова - коснуться руками ног (6), коснуться правой рукой левого плеча (7), коснуться левой рукой правого плеча (8), хлопнуть в ладоши (9), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «десять» и т.д.
Начинать надо медленно со счета хором до 20 и обратно и одновременного выполнения движений для счета через 2. Когда дети не будут задумываться над последовательностью движений и смогут сосредоточить свое внимание на проговаривании кратных, можно перейти к счету через 2.
Темп должен быть таким, чтобы у детей оставалось ощущение успеха. Если на физкультминутках регулярно заниматься этими упражнениями, то темп будет ускоряться.