СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья.Современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии физического воспитания являются здоровье-сберегающими, они обеспечивают учет природных особенностей конституции и за счет этого повышают мотивацию к занятиям физической культурой; позволяют осуществлять динамический валеологический мониторинг физического состояния учащихся; пригодны для создания единой информационной системы валеологического мониторинга и валеологической аттестации образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Статья.Современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе»

Современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе

В.Ю. Карлагина

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

г. Комсомольск-на –Амуре


Современные технологии физического воспитания являются здоровье-сберегающими, они обеспечивают учет природных особенностей конституции и за счет этого повышают мотивацию к занятиям физической культурой; позволяют осуществлять динамический валеологический мониторинг физического состояния учащихся; пригодны для создания единой информационной системы валеологического мониторинга и валеологической аттестации образовательных учреждений.[5]

В примерной программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ в разделе «Спортивные игры» баскетбол занимает одно из ведущих мест.

Содержание раздела «Спортивные игры», в котором представлена методика обучения баскетболу, в которой педагог ориентируется на основную цель - формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.[12]

В рамках реализации этой цели, программа по физической культуре для учащихся основной школы, в частности, на уроках по баскетболу ориентируется на решение следующих задач:

- укрепление здоровья,[4] развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений,[4]обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности,[7] соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Структура и содержание учебной программы по разделу «Спортивные игры» состоит из блоков: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент). Общий объем времени на изучение данного программного материала составляет 18 часов.

Особое внимание учителю физической культуры следует уделять освоению баскетболу у учащихся в начале обучения, в частности, в пятых классах. Учащиеся в данном возрасте по разделу «Баскетбол» должны сформировать двигательные действия, направленные на формирование техники выполнения упражнений, специфичных для баскетбола.

В разделе содержится упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с мест; ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения. Игра в баскетбол по правилам.[2;11]

Содержание раздела «Баскетбол» в программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ основан на специфике данного вида спорта. Методика обучения баскетболу начинается с изучения теоретических физкультурно-спортивных знаний (информационный компонент).

В процессе изучения программного материала по разделу «Баскетбол» учащиеся пятых классов должны освоить основы техники, тактики и основную направленность физической подготовки.

Техника игры в баскетбол включает в себя передача мяча, прием передачи, ведение мяча, броски в корзину, технику передвижений, стоек и обманных движений. Правильное применение техники в баскетболе во многом зависит от соблюдения правил игры. Небольшая площадка для игры, правило фола, правила передвижения по площадке - все это обуславливает постоянную и быструю смену направления, движения и затраты сил, высокий темп игры.[7]

В содержании раздела программы «Баскетбол» представлены этапы освоения. Прежде всего, учащихся пятых классов необходимо обучить работе с мячом. В частности детям необходимо научиться держать мяч: свободно расставленными пальцами, при передаче и ведении мяча, броске в корзину руки согнуты в локтях.

Следующим этапом раздела программы является обучение приёму передачи мяча. Школьники осваивают прием мяча двумя руками одновременно. К моменту касания мяча руки должны быть вытянуты по направлению к нему, а затем быстро согнуты (уже с мячом) в локтях с целью ослабления силы удара. Следует научить правильной остановке или передачи мяча, чтобы не совершить нарушения правил - пробежки.[13]

Дальнейшим этапом обучения игры в баскетбол является освоение ведения мяча. При ведении мяча ученик должен выполнять на каждом втором шаге удар мячом одной рукой об пол и ловить его. Данное двигательное действие лучше выполнять без зрительного контроля. Занимающиеся должны овладеть ведением мяча правой и левой рукой.

Согласно содержанию программы по баскетболу проходит обучение бросков в корзину. Обучение броскам в корзину должно осуществляться с помощью правой и левой руки.[10]

Содержание раздела «Баскетбол» в программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ, в частности учащихся пятых классов, представлено изучением техники движений без мяча. К ним относятся стойка, поворот, все виды пробежек, остановок и прыжков.[6.9] Данные двигательные действия позволяют овладеть техникой работы с мячом и основой техники ведения защиты.

Содержание раздела «Баскетбол» в программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ предусматривает воздействие на физические качества школьников.

Исходя из того, что баскетбол является силовой игрой, характеризующейся высокой двигательной активностью и большой напряженностью игровых действий, требуется от игроков проявления высокого уровня функциональных возможностей организма.

Задачи по развитию физических качеств и повышения функциональных возможностей организма детей решаются в процессе физической подготовки. Данный вид подготовки подразделяется на общую (далее - ОФП) и специальную физическую подготовку (далее – СФП). Учитывая специфику организации и проведения уроков по физической культуре, следует отметить, что в содержание физической подготовки входит большая часть средств и методов ОФП.[3] Учитель должен выбрать оптимальные средства и методы СФП, которые позволяют на базовом уровне сформировать двигательные умения и навыки, согласно разделу программы «Баскетбол» и параллельно воздействовать на необходимые физические качества.

Содержание раздела «Баскетбол» в программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ содержит в себе изучение основ тактики баскетбола. Следует отметить, что тактическая подготовка тесно взаимосвязана с двигательными умениями и навыками. Поэтому в баскетболе следует изучать специфику технико-тактических действий.

Таким образом, содержание раздела «Баскетбол» в программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ представлено определенными разделами, темами, предлагаемыми средствами и методами, которые позволяют сформировать двигательные умения и навыки, а также развивать необходимые физические качества. Школьники должны изучить теоретические знания по данному виду спорта и основы методики организации и проведения занятий по баскетболу.

В настоящее время современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе представлены возможностью использования методов обучения. В частности, Перовский Н.П., выделяет видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль. К ним можно отнести использование компьютера в процессе подготовки баскетболистов. С помощью компьютера можно осуществлять статистический анализ и графическое изображение цифрового материала, при планировании процесса подготовки; осуществлять контроль физического развития подготовленности спортсменов и оптимизация индивидуальной спортивной техники игрока.

Лордкипанидзе Г.А. выделяет практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др. К практическому методу можно отнести материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. Материально-техническая база дает возможность учителю индивидуализировать учебно-тренировочный процесс, повышать его интенсивность, ускорять развитие различных качеств школьников и с помощью специального оборудования объективно оценивать уровень их подготовленности. Материально-технические средства по своему целевому назначению подразделяются на три группы:

- оборудование, инвентарь, тренажеры;

- регистрационная аппаратура;

-демонстрационная аппаратура.

Современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе должны основываться на тех разработках, методиках, которые уже доказали свою эффективность в условиях учебно-тренировочной деятельности у баскетболистов среднего школьного возраста. В то же время, современные технологии преподавания баскетбола у средних школьников должны учитывать специфику содержания программного материала, материально-техническое оснащение, уровень подготовленности учащихся и т.д. В связи с этим, поиск наиболее рациональных технологий преподавания по разделу «Баскетбол» в начале его освоения, является актуальным вопросом физического воспитания в общеобразовательной школе.


1. Проставь везде абзацы.

2. Поисправляй орфографические ошибки.

3. Я что увидела – исправила. Фразы по тексту некоторые скорректировала.

4. Вывод написала.

5. Перовский Н.П. говорил о спортивной тренировке баскетболистов, а у уроки. Поэтому распиши данного автора в контексте школы. Т.е. что можно из него взять для уроков.

6. То же и про Лордкипанидзе Г.А.

7. Еще немного сократи по содержание учебного материала по баскетболу для 5-х классов.

8. Если посчитаешь нужным, можешь поставить меня соавтором.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб.для студентов фак. физкультуры пед. ин-тов / под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.

2. Вайнер, М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников //Начальная школа. Плюс минус [Текст] / М.Э. Вайнер. - 2001. - № 1.С. 12-15.

3. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А.А. Гужаловский. - Мн.:, 1999.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб.пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Зайцева В.В. Новые научные технологии в физическом воспитании / Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Изаак С.И. // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. - С. 182-184. - М., 1999.

6. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод.пособие. - М.: Высшая школа, 1982. – 176 с.

7. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие/ Т.Ю. Карась - Изд-во АмГПГУ, Комсормольск – на – Амуре, 2012 г.

8. Решетнева, Г.А. Основы теории физической культуры [Текст]: учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов институтов, аспирантов академий физической культуры. – Хабаровск, изд-во ДВГАФК, 1997. – 93 с.

9. Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Н.В.Решетников, Ю.Л. Кислицин. - 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 152 с.

10. Степанова, О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст] / О.А.Степанова. - М.: 2004. – 46 с.

11. Степанова, О.А. Игровые оздоровительные технологии в начальной школе // Начальная школа. Плюс до и после [Текст] / О.А. Степанова. - 2003. - № 1. - С. 57-66.

12. Степанова, О.А. Общие принципы разработки и реализации игровых оздоровительных программ в начальной школе // Начальная школа [Текст] / О.А. Степанова. - 2003.-№2. -С. 45-50.

13. Чутко, Н.Я. Игра и учебная деятельность детей // Начальная школа. Плюс-минус [Текст] / Н.Я. Чутко.-2001.-№ 1.-С. 8-12.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!