ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
преподаватель
Гриненко Галина Николаевна
Сравнение эффективности использования различных методов в преподавании дисциплины «Методика преподавания медицинских дисциплин», с указанием плюсов и минусов их применения в дополнительном профессиональном образовании.
Объяснительно-иллюстративный метод- это самый распространенный метод в образовании, посредством которого подаётся большой поток новой информации. Как метод традиционный, он использовался, используется и будет использоваться в процессе обучения. Это метод подачи информации одним преподавателем для большого числа слушателей, ориентированный на примерно равный интеллект и степень усвоения материла. Этот метод может быть как словестный с элементами визуализации, так и печатный. В чем же плюсы такого метода? Во-первых, это самый привычный всем учащимся метод со школьной скамьи. Во-вторых, дается информация небольшой сложности доступная для понимания слушателя в короткие сроки. В-третьих, информация предоставлено системно и логически связана.
Но есть и свои минусы в данном методе: при прослушивании монотонных и длительных лекций, либо если лекция более чем на 20-ти листах печатных (в моем конкретном случае), притупляется внимание, возникает его рассеянность и лекция не воспринимается и не запоминается на том уровне, на который она была рассчитана. А, следовательно, не достигается конечная цель занятия- разъяснить слушателю новый материла. Еще одним минусом конкретно в моем случае- дистантное обучение- нет обратной мгновенной связи с преподавателем, т.е. если мне что-то не ясно, а как любому адекватному и разумному человеку мне не всё сразу понятно, я это не улавливаю в полной мере либо додумываю сама так, как я это понимаю.
Метод визуализации. На своих занятиях я использовала неоднократно этот метод с целью завладеть вниманием студентов, показать на примере видеоролика тот или иной материал или если тема была не понята в ходе лекции и нуждалась в визуальном восприятии и подтверждении пройденного материла. Отмечу, что плюсами такого метода является внесение разнообразия в занятия, такой метод дает возможность сконцентрироваться на проблеме. Наглядное эмоциональное восприятие позволяет войти в положение людей, представленных в фильме или каком-либо фрагменте. После просмотра ролика вся аудитория может обсуждать сюжет и предлагать свои версии решения той или иной проблемы.
Минусами является необходимость специального оборудования. Так как в моём кабинете ничего не было, я вынуждена была скачивать ролики вечерами дома с интернета и приносить свою аппаратуру (ноутбук либо фильмоскоп). Дважды были перебои с электричеством, поэтому просмотр прерывался, я начинала объяснять «на пальцах», внимание студентов рассеивалось и я потом долго их мысли собирала в единое целое.
Репродуктивный метод – я применяла на практических занятиях, студенты работали с готовой документацией, справочной литературой. Было дано задание: после прочтения определенных глав учебника «Основы патологии», ознакомления со справочниками и медицинской литературой необходимо составить графологические структуры и заполнить по образцу таблицы (работа была по подгруппам) на тему «Пути передачи инфекционных заболеваний» и «Стадии развития инфекционных заболеваний». Хочу отметить положительные моменты данного метода: дается возможность ознакомится с литературой и дополнительной информацией на занятии (если самостоятельно в домашних условия студент не подготовился к занятию), способствует пониманию терминов, создаёт возможность индивидуальной и групповой работы, может вести к дискуссии, развивает интеллектуальные умения, творчество, ответственность, коммуникабельность и способствует самоактивации студентов.
Минусами этого метода является, что если каждый участник работает индивидуально, невозможно правильно проанализировать результат работы. Иногда в группах есть ленивые студенты, которые «выезжают» за счет сильных и в этом случае невозможно объективно оценить работу каждого. Приходится оценивать групповую деятельность. Также к негативным сторонам этого метода я бы отнесла то, что он требует больших дополнительных усилий со стороны преподавателя, которому надо подобрать заранее материалы, самому попробовать составить данные таблицы и схемы. Ведь если ему будет сложно разобраться во всем многообразии терминов и информации, то студентам тем более это будет не под силу.
Так же я люблю использовать «мозговой штурм» на занятиях. Благодаря этому методу все участники занятия проявляют свою активность, выдвигают свои предположения и способы их решения. Я за минимальное время даю больше информации студентам, имею возможность сразу диагностировать интеллектуальные и творческие возможности всей группы. Определяю активных и пассивных учеников, более развитых интеллектуально и отстающих. Этот метод можно назвать «метод-экспромт», то есть он не требует специальной подготовки и все проблемные вопросы возникают и решаются в процессе общения как бы невзначай.
Но если группа не хочет работать творчески, не хочет быть активна, либо в ней подобрались студенты с низкой степенью обучаемости или очень стеснительные, то такой метод здесь будет не эффективен. Это и является его минусами.
Так же я использовала метод «Симуляции» при изучении немы «Экстремальные состояния». Мы со студентами разыгрывали ситуацию, приближенную к жизненной: «Острые сердечно-сосудистые патологии». То есть имитировали сердечный приступ у пациента, пришедшего в магазин. Положительными моментами этого метода явилась то, что все абсолютно студенты были вовлечены в процесс игры. Этот метод позволяет очень эффективно включить в работу участников занятий, дает возможность развить умения, отработать практические навыки, позволяет «побыть в ситуации», что способствует пониманию проблемы, развить навыки коллективной слаженной работы, дает возможность понаблюдать за типичными реакциями студентов.
Но данный метод плох тем, что в процессе проигрывания ситуации могут возникать конфликтные ситуации в группе, возможна неразбериха и хаос в аудитории. Этот метод требует специальной подготовки (помещение и оборудование), заранее надо написать точный и четкий сценарий и чтоб все студенты подготовились. Ведь если хоть один человек не будет готов на должном уровне, то всё дальнейшее занятие не будет иметь обучающего смысла.
P.S. Я вообще сторонница активных методик преподавания. Я люблю использовать метод дискуссии, беседы, «мозговой атаки», ролевых игр. В процессе таких занятий, как мне кажется, студенты заинтересовываются, даже ленивые «просыпаются» и включаются в процесс обучения. Люблю когда студенты меня «перебивают», высказывают свои мнения, а я тем самым парирую их реплики, доказываю обратное либо хвалю за правильно подмеченные моменты. Мои занятия превращаются в так называемые диалоги, дискуссии, в процессе которых мы приходим со студентами к общему единому правильному, научному мнению.