Технология развития критического мышления
на уроках истории и обществознания
(из опыта работы учителя истории и обществознания Леоновой К.С.)
Новые социально – экономические условия вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач. В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика», невозможно. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика.
Являясь молодым педагогом, считаю, что главная задача преподавателя – заинтересовать обучающихся своим предметом, заинтересовать настолько, чтобы не нужно их было подгонять, заставлять, чтобы они сами шли навстречу преподавателю, но достигнуть этого можно через различные методики преподаваемого предмета и активные формы и методы обучения.
И сразу возникает несколько вопросов:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к обучению?
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.
По мнению американского исследователя и педагога Д. Клустера, критическое мышление - это самостоятельное мышление на основе исходной информации, которое начинается с постановки вопросов и проблем, решаемых путем убедительной аргументации. А такое мышление учащихся очень важно для проведения современного урока.
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у обучающихся навыки критического мышления.
Технология развитие критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.
Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты: повышается мотивация в изучении истории и обществознания, повышается качественный уровень обученности по предмету; накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе; развиваются общие учебные умения и навыки, такие как: навык внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; умение вычленять противоречия; умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику; умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Развиваются следующие качества ученика:
- готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
- гибкость (восприятие идей других);
- настойчивость (достижение цели);
- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
- осознание (отслеживание хода рассуждений);
- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМ. Одним из них является составление кластера. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
При изучении темы «Древнегреческая цивилизация» по Всеобщей истории в 10 классе, рассматривая вопрос «Природные условия как «вызов» природы и «ответ» греческой цивилизации», предлагаем учащимся выделить характеристики природных и географических условий Греции. Учащиеся предлагают такие характеристики, как теплый климат, горы, моря, мелкие речки, мало плодородных земель. Распределяем характеристики вокруг основной темы.
Следующим шагом будет обсуждение вопроса о занятиях населения Древней Греции, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в кластер.
По составленному кластеру делаем вывод: особенности древнегреческой цивилизации (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.
Следующий интересный для меня прием ТРКМ, который позволяет выявить, структурировать, сравнивать информацию, формулировать и делать выводы и предположения – это прием SWOT – анализ.
Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
При изучении темы в 8 классе «Типы экономических систем». Класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной).
На первом этапе урока учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем. На втором этапе урока учащиеся заполняют матрицу SWOT– анализа. На третьем этапе выступление групп. Четвертый этап урока – это оценивание работы в группах и подведение итогов.
На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком к следующему уроку. Учащиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.
SWOT – анализ применим и на уроках истории. При изучении темы в 10 классе « Феодальная раздробленность Руси», мы рассматриваем плюсы и минусы этого периода. SWOT – анализ нам дает посмотреть глубже, оценить не только слабые и сильные стороны этого периода, но возможности и угрозы развития общества и государства.
На уроке истории в 9 (11) классе по теме “Политические партии России в начале ХХ века”, с помощью этого приема, обучающиеся работая с текстами программ политических партий, должны предположить реакцию общества в случае воплощения данной политической программы в жизнь.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение обучающегося. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций.
Для успешной сдачи ГИА учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
На уроках истории и обществознания мне помогает в реализации этих целей прием ТРКМ – дидактический синквен. Его можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Возможны различные вариации для составления синквейна, которые способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с:
- составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без 1ой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития критического мышления у детей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Я считаю, что такой вид работы является увлекательной и плодотворной, хотя имеет некоторые трудности, так как не так - то просто излагать свое мнение и мысли в нескольких словах. На уроке учащиеся работают с большим интересом и желанием.