СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СтатьяЛитературное краеведение в начальной школе МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание нового методического комплекта (программа, учебники для 2, 3, 4 классов, методические рекомендации, конспекты уроков из опыта работы, контролирующие материалы) объясняется, прежде всего, болью за наш могучий край и нашими представлениями о путях и способах выхода из создавшегося положения. Наша образовательная организация, бывшая школа № 106 г. Новосибирска носит статус Сибирской гимназии. Поэтому каждый учебный и факультативный курс имеют краеведческую направленность.

Просмотр содержимого документа
«СтатьяЛитературное краеведение в начальной школе МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»»

Литературное краеведение в начальной школе

МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»


Создание нового методического комплекта (программа, учебники для 2, 3, 4 классов, методические рекомендации, конспекты уроков из опыта работы, контролирующие материалы) объясняется, прежде всего, болью за наш могучий край и нашими представлениями о путях и способах выхода из создавшегося положения.

Очень страшно и больно за детей Сибирского региона, которые так мало знают о своей малой родине, о ее природе, искусстве, истории, культуре, хозяйстве, населении.

Школа в этой ситуации может взять на себя функции в восполнении знаний детей о своем крае.

Наша образовательная организация, бывшая школа № 106 г. Новосибирска носит статус Сибирской гимназии.

Поэтому каждый учебный и факультативный курс имеют краеведческую направленность.

В концепции гимназии заявлена цель учебно-воспитательного процесса – создание благоприятных условий для максимально раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Общеизвестно, что гуманитарное развитие для человека – основа основ.

В учебном плане гимназии 80% дисциплин гуманитарного цикла.

Задача I уровня образования – развитие обучающихся для успешного обучения в среднем звене гимназии.

Одним из пропедевтических курсов является литературное краеведение. Приобщение детей к истории, культуре, литературе родного края – актуальная, важная и в то же время сложная задача современной школы.

Введение в программу гимназического начального обучения курса «Литературное краеведение» позволяет, на наш взгляд, найти пути решения данной задачи, о чем свидетельствует материал программы.

На уроки литературного краеведения, согласно учебному плану гимназии, отводится 1 час в неделю. Дополнительный час позволяет не только значительно расширить круг чтения младших школьников, но и решать важные воспитательные задачи: формирования личности будущего хозяина и гражданина, носителя социокультурных ценностей народа сибирского региона.

В основу построения программы положен принцип концентра, то есть общность тематических и жанровых разделов при последовательно усложняющемся содержании, что позволяет результативно организовать учебную деятельность детей разного возраста и уровня подготовки.

При изучении сибирского фольклора во 2 классе дети получают представление о сильном характере, обусловленном исторической ситуацией развития сибирского региона, знакомятся с основными народностями, населяющими Сибирь, с некоторыми этнографическими сведениями о нашем крае, для чего привлекаем ресурсы краеведческого музея.

В 3 классе расширяются сведения обучающихся о жанровом многообразии сибирского фольклора, углубляется представление о малых фольклорных жанрах по специфике, художественной выразительности и особенностях композиции, о причинах их возникновения и функциях в народном быту и народной культуре.

В 4 классе уроки изучения сибирского фольклора в основном строятся как интегрированные с привлечением сведений из истории, природоведения, русского языка в целях формирования общекультурной осведомлённости и приобщения к национальным нравственно-эстетическим ценностям малой Родины.

На данных занятиях главное внимание уделяется организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся с художественными текстами с обязательным выходом на создание собственных текстов – произведений малых жанров: скороговорок, загадок, считалок, потешек, баек, сказок.

Представим некоторые творческие работы детей.

Скороговорки:

1. Даша сшила юбку Маше,

Маша стала краше Даши.

(Маша П.)

2. Шел плюшевый мишка,

Нес плюшевую шишку.

(Антон М.)

3. Ехала машина,

Скрипела шина.

Лопнула шина –

Встала машина.

(Артем Б.)

4. Мне приснился сон:

Ко мне пришел слон.

Слон сел за сломанный стол,

И вдруг упал он.

(Саша И.)


Считалки:

Заяц, жук и перепелка

Повалили наземь волка,

Ну, зубастый, погоди!

Кто не с нами, тот – води!

(Кристина М.)

Прибаутки

Жил за печкой таракан –

Маленький, с котеночка.

Ел замазку каждый день,

Вырос с поросеночка.


Идет Вася, не спеша –

Несет в кармане ни гроша.

Потому что, говорят,

Нет карманов у котят.


Лимерики:

Жил был Дед Мороз из Алжира.

И купил он две тонны инжира.

Он весь его съел

И совсем растолстел

Обжора Мороз из Алжира.


Мурка сегодня мурчала порою,

Муркала, хвост поднимала трубою,

Время когда же пришло покормиться,

Стала она под ногами ластиться.

(Таня Н.)


Встал сегодня я не в духе,

Наступил на лапку мухе…

Муха тут же зажужжала

И весь день за мной летала.


Текстовый материал, предлагаемый для изучения, разнообразен и по содержанию и в жанровом отношении.

Представлены разные тексты фольклорных жанров: сказка, песня, загадка, считалка, пословица, скороговорка.

Другие жанры литературы: мифы, рассказы, сказы, волшебные, бытовые, народные, авторские сказки. Художественные и научно-познавательные тексты сибирских писателей: Ю. Магалифа, Г. Белозерова, Е. Стюарт, С. Белоусова, Н. Закусиной, В. Астафьева, А. Плитченко, Ю. Могутина.

Отобранный литературный материал отвечает возрастным особенностям детей и позволяет работать над навыками литературного и языкового анализа текста.

Программой курса предусмотрено использование таких форм обучения, как творческие встречи с писателями, посещение музеев и выставок, уроки – викторины, уроки – концерты, уроки – инсценировки, что позволяет повысить, как познавательный интерес, так и качество усвоения учебного материала.

Литературное краеведение самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых обучающимися знаний и умений. Работа исследовательского характера способствует развитию творческой инициативы и навыков общественной работы.

Кроме того, изучение литературного краеведения открывает большие возможности для эстетического воспитания школьников.

Через подбор высокохудожественных текстов, соответствующих интересам и уровню читателя, системы вопросов и заданий к ним осуществляется читательское и нравственное развитие детей.

Из всего вышеизложенного становится понятно, какую незаменимую роль играет в школьной жизни литературное краеведение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!