Литературное краеведение в начальной школе
МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская»
Создание нового методического комплекта (программа, учебники для 2, 3, 4 классов, методические рекомендации, конспекты уроков из опыта работы, контролирующие материалы) объясняется, прежде всего, болью за наш могучий край и нашими представлениями о путях и способах выхода из создавшегося положения.
Очень страшно и больно за детей Сибирского региона, которые так мало знают о своей малой родине, о ее природе, искусстве, истории, культуре, хозяйстве, населении.
Школа в этой ситуации может взять на себя функции в восполнении знаний детей о своем крае.
Наша образовательная организация, бывшая школа № 106 г. Новосибирска носит статус Сибирской гимназии.
Поэтому каждый учебный и факультативный курс имеют краеведческую направленность.
В концепции гимназии заявлена цель учебно-воспитательного процесса – создание благоприятных условий для максимально раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Общеизвестно, что гуманитарное развитие для человека – основа основ.
В учебном плане гимназии 80% дисциплин гуманитарного цикла.
Задача I уровня образования – развитие обучающихся для успешного обучения в среднем звене гимназии.
Одним из пропедевтических курсов является литературное краеведение. Приобщение детей к истории, культуре, литературе родного края – актуальная, важная и в то же время сложная задача современной школы.
Введение в программу гимназического начального обучения курса «Литературное краеведение» позволяет, на наш взгляд, найти пути решения данной задачи, о чем свидетельствует материал программы.
На уроки литературного краеведения, согласно учебному плану гимназии, отводится 1 час в неделю. Дополнительный час позволяет не только значительно расширить круг чтения младших школьников, но и решать важные воспитательные задачи: формирования личности будущего хозяина и гражданина, носителя социокультурных ценностей народа сибирского региона.
В основу построения программы положен принцип концентра, то есть общность тематических и жанровых разделов при последовательно усложняющемся содержании, что позволяет результативно организовать учебную деятельность детей разного возраста и уровня подготовки.
При изучении сибирского фольклора во 2 классе дети получают представление о сильном характере, обусловленном исторической ситуацией развития сибирского региона, знакомятся с основными народностями, населяющими Сибирь, с некоторыми этнографическими сведениями о нашем крае, для чего привлекаем ресурсы краеведческого музея.
В 3 классе расширяются сведения обучающихся о жанровом многообразии сибирского фольклора, углубляется представление о малых фольклорных жанрах по специфике, художественной выразительности и особенностях композиции, о причинах их возникновения и функциях в народном быту и народной культуре.
В 4 классе уроки изучения сибирского фольклора в основном строятся как интегрированные с привлечением сведений из истории, природоведения, русского языка в целях формирования общекультурной осведомлённости и приобщения к национальным нравственно-эстетическим ценностям малой Родины.
На данных занятиях главное внимание уделяется организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся с художественными текстами с обязательным выходом на создание собственных текстов – произведений малых жанров: скороговорок, загадок, считалок, потешек, баек, сказок.
Представим некоторые творческие работы детей.
Скороговорки:
1. Даша сшила юбку Маше,
Маша стала краше Даши.
(Маша П.)
2. Шел плюшевый мишка,
Нес плюшевую шишку.
(Антон М.)
3. Ехала машина,
Скрипела шина.
Лопнула шина –
Встала машина.
(Артем Б.)
4. Мне приснился сон:
Ко мне пришел слон.
Слон сел за сломанный стол,
И вдруг упал он.
(Саша И.)
Считалки:
Заяц, жук и перепелка
Повалили наземь волка,
Ну, зубастый, погоди!
Кто не с нами, тот – води!
(Кристина М.)
Прибаутки
Жил за печкой таракан –
Маленький, с котеночка.
Ел замазку каждый день,
Вырос с поросеночка.
Идет Вася, не спеша –
Несет в кармане ни гроша.
Потому что, говорят,
Нет карманов у котят.
Лимерики:
Жил был Дед Мороз из Алжира.
И купил он две тонны инжира.
Он весь его съел
И совсем растолстел
Обжора Мороз из Алжира.
Мурка сегодня мурчала порою,
Муркала, хвост поднимала трубою,
Время когда же пришло покормиться,
Стала она под ногами ластиться.
(Таня Н.)
Встал сегодня я не в духе,
Наступил на лапку мухе…
Муха тут же зажужжала
И весь день за мной летала.
Текстовый материал, предлагаемый для изучения, разнообразен и по содержанию и в жанровом отношении.
Представлены разные тексты фольклорных жанров: сказка, песня, загадка, считалка, пословица, скороговорка.
Другие жанры литературы: мифы, рассказы, сказы, волшебные, бытовые, народные, авторские сказки. Художественные и научно-познавательные тексты сибирских писателей: Ю. Магалифа, Г. Белозерова, Е. Стюарт, С. Белоусова, Н. Закусиной, В. Астафьева, А. Плитченко, Ю. Могутина.
Отобранный литературный материал отвечает возрастным особенностям детей и позволяет работать над навыками литературного и языкового анализа текста.
Программой курса предусмотрено использование таких форм обучения, как творческие встречи с писателями, посещение музеев и выставок, уроки – викторины, уроки – концерты, уроки – инсценировки, что позволяет повысить, как познавательный интерес, так и качество усвоения учебного материала.
Литературное краеведение самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых обучающимися знаний и умений. Работа исследовательского характера способствует развитию творческой инициативы и навыков общественной работы.
Кроме того, изучение литературного краеведения открывает большие возможности для эстетического воспитания школьников.
Через подбор высокохудожественных текстов, соответствующих интересам и уровню читателя, системы вопросов и заданий к ним осуществляется читательское и нравственное развитие детей.
Из всего вышеизложенного становится понятно, какую незаменимую роль играет в школьной жизни литературное краеведение.