СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Адаптация студентов первого курса СУЗа"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием

Просмотр содержимого документа
«Статья "Адаптация студентов первого курса СУЗа"»

Адаптация первокурсников к условиям обучения в СПО

Подросток переступил порог колледжа и стал его студентом. Если это произошло после окончания 9 классов средней школы, то проблемы с обучением, адаптацией в новом коллективе, конечно, есть. Одна из причин - это подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. В то же время подростки отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость.

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из учебного заведения по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.

Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия. Новыми элементами для первокурсников являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, зачеты и т. д.);

- Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

- Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

- Сомнения в правильности выбора учебного заведения , специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

На первом, профилактическом, этапе работа проводится и студентами  и их родителями. Со студентами проводятся:

- беседы, лекции знакомства с целью скорейшего формирования сплочения учебных групп;

-тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы;

- диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов;

- посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации первокурсников к учебному процессу.

  Для родителей проводятся общие и групповые родительские собрания.

На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, и отношениями с группой. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки. Специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в  группах организуют куратор и психолог.

Работа по реализации методики адаптации студентов на первом курсе  начинается с составления календарно-тематического плана по реализации методики адаптации студентов-первокурсников.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований СПО.

В связи с этим целью нашего колледжа является психологическая адаптация к обучению в СПО.

К основным задачам можно отнести:

- создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

- профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

- помощь студентам в процессе социализации.

- сохранение контингента студентов первого курса.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже был использован опросник «Адаптация студентов к обучению в СПО»

Данная тема разделена на следующие блоки вопросов:

1) Понимание студентами адаптации (1-4 вопросы).

2) Самоощущение первокурсников в процессе приспособления (5-10).

3) Приспособление к студенческим отношениям (11-15).

4) Адаптация студентов к учебной деятельности (16-21).

5) Адаптация первокурсников к новым условиям (22-26).

6) Роль цифрового мира в процессе приспособления (27-30).





Уважаемые студенты!

Сейчас Вам будет предложен ряд, состоящий из 30 вопросов, на которые нужно ответить. Среди вопросов будут встречаться различные виды: с вариантом ответа и без варианта, где требуется Ваше собственное мнение. Вопросы касаются непосредственно Ваших индивидуальных особенностей, личностных характеристик. Старайтесь отвечать на вопросы предельно честно, от этого напрямую зависит достоверность информации.

Благодарим Вас!





1. Что Вы понимаете под данным термином? (ответ запишите)

Адаптация -это… _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Согласны ли Вы с утверждением? (обведите букву выбранного ответа)

Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам.

  1. полностью согласен;

  2. согласен;

  3. почти согласен;

  4. не согласен.

3. Как Вы считаете, способны ли Вы приспособиться к необычным для вас условиям? (подчеркните выбранный вариант)

  1. способен;

  2. не способен;

  3. затрудняюсь ответить.

4. По Вашему мнению, Вы уже адаптировались к новой учебной среде? (ответ подчеркните)

  1. полностью;

  2. частично;

  3. нет;

  4. не задумывался.

5. Вспомните первую неделю обучения в колледже. Как Вы себя чувствовали? (ответ подчеркните)

  1. сильно волновался и переживал;

  2. переживал, но не сильно;

  3. был почти спокоен;

  4. был полностью спокоен.

6. Подумайте, а с каким настроением Вы идете на учебу сейчас? (запишите свой ответ)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Во время занятий Вы активны и инициативны? (обведите букву выбранного ответа)

  1. всегда;

  2. иногда;

  3. никогда.

8. Как часто Вы устаете во время занятий? (ответ подчеркните)

  1. всегда;

  2. почти всегда;

  3. иногда;

  4. никогда.

9. Как Вы можете охарактеризовать своё состояние после занятий? (обведите букву выбранного варианта)

  1. Вы радостны и довольны;

  2. Вы спокойны, но печальны;

  3. Вы беспокойны, огорчены;

  4. Вы нервны и тревожны.

10. Как Вы можете описать своё самочувствие, с которым вы пребываете на занятиях? (запишите ответ)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как Вы можете описать Ваше общение с однокурсниками? (выбранный ответ подчеркните)

  1. мне тяжело найти с ними общий язык;

  2. иногда общаться получается довольно легко;

  3. почти всегда общаюсь с ними непринуждённо;

  4. я легко нахожу с ними общий язык, общение доставляет удовольствие.



12. Как Вы оцениваете студенческие отношения в группе? (возможно 2 варианта ответа; буквы выбранных вариантов обведите)

  1. сложился дружный коллектив;

  2. выделились активные студенты, но большинство пассивных;

  3. все разделились на компании;

  4. равнодушные, у многих интересы вне группы;

  5. присутствуют конфликтные ситуации.

13. Как Вы считаете, много ли у Вас друзей в группе? (ответ подчеркните)

  1. почти вся группа;

  2. довольно много;

  3. небольшое количество;

  4. никого нет.

14. Как Вы считаете, к кому студенты в случаях затруднения чаще всего обращаются за помощью? (своё мнение запишите)

  1. к преподавателям;

  2. к сокурсникам;

  3. к родителям;

  4. к посторонним людям.

15. Если бы у Вас была возможность выбрать другую группу, Вы бы перешли в неё? (подчеркните выбранный ответ)

  1. нет, я комфортно чувствую себя здесь;

  2. нет, я уже привык к этой;

  3. да, я уверен, что мне там будет комфортнее;

  4. затрудняюсь ответить.



16. Вы сделали свой выбор и поступили в данный колледж ? (подчеркните выбранный вариант)

  1. по призванию

  2. по настоянию (или по совету) родителей;

  3. по семейным традициям;

  4. другие причины (указать) __________________________________________________________________________________________________________________________

17. Откуда Вы получили сведения о колледже ? (обведите букву выбранного варианта)

  1. из интернета;

  2. от родителей, родственников или знакомых;

  3. от студентов;

  4. из других источников (указать) __________________________________________________________________________________________________________________________

18. Возникли ли у Вас трудности в связи с переходом от одной системы образования к другой? (ответ запишите) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Видите ли Вы возможность реализовать Ваши способности, таланты в нашем ? (ответ запишите)

1. уже реализую по мере возможности (укажите что, как и где) __________________________________________________________________________________________________________________________

2. свои способности я реализую вне колледжа (укажите что, как и где)

__________________________________________________________________________________________________________________________

20. Справляетесь ли Вы со всеми учебными заданиями в заданный срок? (подчеркните выбранный вариант)

  1. да;

  2. да, но с трудом;

  3. нет, не со всеми;

  4. я не успеваю выполнять все задания в срок.

21. Как Вы считаете, в чем причина неспособности студента – первокурсника включиться в учебную деятельность в колледже?

(ответ запишите)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что вызывает у Вас наибольшие проблемы в студенческой жизни? (возможно 2 варианта ответы; выбранные варианты подчеркните)

  1. недостаток свободно времени;

  2. неумение организовать себя;

  3. нехватка средств, неумение их расходовать;

  4. перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание;

  5. особых проблем нет.

23. Считаете ли Вы, что проживать в общежитии интереснее, чем с родителями? (ответ подчеркните)

  1. да;

  2. нет;

  3. не задумывался.

24. Представьте, что Вы проживаете в общежитии. Вы бы предпочли жить со своими однокурсниками или безразлично? (подчеркните ответ)

  1. хотел бы жить с сокурсниками;

  2. все равно.

25. Умеете ли Вы организовывать своё время? (букву выбранного варианта обведите)

  1. да, я все успеваю;

  2. иногда мне не хватает времени;

  3. я ничего не успеваю.

26. Какие проблемы, по Вашему мнению, могут возникнуть у студентов, проживающих в общежитии? (свое мнение запишите)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


27. При подготовке к занятиям Вы отдадите предпочтение книге или интернету? (подчеркните выбранный вариант)

  1. книга;

  2. интернет;

  3. буду использовать два источника одновременно.

28. Критичны ли Вы к информации в Интернете? (выберите ответ)

  1. да;

  2. нет.

29. В интернете Вы пользуетесь статьями известных авторов или же не обращаете внимания на источник? (ответ подчеркните)

  1. всегда пользуюсь проверенными источниками;

  2. не придаю источнику информации значение;

  3. в зависимости от ситуации (указать какой)

__________________________________________________________________________________________________________________________


30. Часто ли Вы пользуетесь компьютером при подготовке к занятиям?
(ответ обведите)

  1. всегда;

  2. иногда;

  3. я пользуюсь только книгами.

В результате исследования были определены основные трудности адаптации первокурсников такие как:

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней.

- отсутствие умения самостоятельной работы;

- неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

- готовность выполнять общественные поручения в группе - 80 % опрошенных студентов;

- мечта и выбор профессии совпали - у 40% студентов

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:

1. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах;

2. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

3. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов;

4. Повышение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской деятельности;

5. Проведение индивидуальных консультаций.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт работы, проведенные мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к обучению в колледже должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.



Литература

  1. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").

  2. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.

  3. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.

  4. Косаревская Т.Е., Кутькина Р.Р. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.

  5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005. – с. 160






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!