СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Анализ действующей системы управления персоналом в муниципальном бюджетном учреждении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ действующей системы управления персоналом в муниципальном бюджетном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Статья: Анализ действующей системы управления персоналом в муниципальном бюджетном учреждении»

Анализ действующей системы управления персоналом в муниципальном бюджетном учреждении

Рассмотрим систему управления персоналом в МБУ ДО ДШИ.

Отдел кадров в учреждении отсутствует. Руководство персоналом является функцией директора учреждения. Директор организовывает труд педагогических работников, специалистов, обслуживающего персонала в соответствии с их специальностью, квалификацией, опытом работы, закрепляет за каждым работником соответствующее его обязанностям рабочее место и оборудование, создаёт необходимые условия для работы персонала (содержание зданий и помещений в чистоте, обеспечение в них нормальной температуры, освещения, создание условий для хранения верхней одежды работников, организацию питания), соблюдение правил охраны труда, строгое соблюдение установленного рабочего времени и времени отдыха, осуществление необходимых мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, необходимые меры для профилактики травматизма, профессиональных и других заболеваний работников учреждения и детей, обеспечивает работников необходимыми методическими пособиями и хозяйственным инвентарем для организации эффективной работы, осуществляет контроль за качеством образовательного процесса, выполнением образовательных программ, своевременно рассматривает предложения работников, направленные на улучшение работы учреждения, поддерживает и поощряет лучших работников, обеспечивает условия для систематического повышения квалификации работников, совершенствует организацию труда, обеспечивает выполнение действующих условий оплаты труда (своевременно выдавать заработную плату и выходные пособия), своевременно предоставляет отпуска работникам учреждения в соответствии с утвержденным на год графиком.

Функциональные обязанности и должностные права директора определены должностной инструкцией.

В МБУ ДО ДШИ используются как внешние, так и внутренние источники найма персонала. Но большой упор делается все-таки на внутренние источники. Один работник может совмещать несколько должностей.

На основании статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации в организации 26 декабря 2019 года создан коллективный договор МБУ ДО ДШИ на 2019-2022 год.

Согласно коллективному договору 2019-2022 МБУ ДО ДШИ, поступающий на работу при приеме, предъявляет следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда работник поступает на работу впервые или по совместительству;

- документы об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки, наличии квалификационной категории, если этого требует работа;

- справку о наличии (отсутствии) судимости;

- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (в случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт 50 индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Лица, поступающие на работу по совместительству, вместо трудовой книжки предъявляют справку с места основной работы, включая график работы по основному месту работы.

Прием на работу осуществляется методом собеседования и оформляется приказом работодателя, изданный на основании заключенного трудового договора.

Приказ о приеме на работу доводится до сведения работника под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

Оформляется личное дело на нового работника (личная карточка формы Т2, копии документов об образовании, квалификации, профподготовке, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья работе учреждении, выписка из приказа о приеме на работу, должностная инструкция работника, вносится запись в трудовую книжку. Должностные инструкции МБУ ДО ДШИ определены согласно 48 статье Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) и выдаются сотруднику после приёма на работу.

Адаптация персонала в МБУ ДО ДШИ не проводится в форме наставничества. С вновь принятыми сотрудниками не проводится стажировка на рабочем месте, следовательно, не назначается и ответственный за стажировку. Такая форма адаптации не полезна ни для организации, ни для нового работника.

В связи с отсутствием отдела кадров, ответственность по адаптации сотрудников ложится на директора МБУ ДО ДШИ.

Функции по ведению кадровой документации в МБУ ДО ДШИ возложены на делопроизводителя.

В обязанности делопроизводителя входит ведение кадрового документооборота (прием, увольнение, кадровые перемещения, отпуска, отгулы, составления табеля учета рабочего времени, формирование штатного расписания, формирование приказов и отчетов о персонале по различным внутренним и внешним запросам). Кроме того, в обязанности делопроизводителя включается взаимодействие с контролирующими и надзорными органами, такими как центр занятости, военкомат, трудовая инспекция, статистика.

Оплата труда педагогических работников осуществляется на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) (далее – оклада) работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными и включены в эффективный контракт (трудовой контракт).

Оплата труда работников МБУ ДО ДШИ производится по окладам, которые устанавливаются директором в соответствии с должностью и квалификацией работника, фиксируются в штатном расписании, утверждаемом директором учреждения. Базовые должностные оклады работников устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональной квалификационной группе "Должности педагогических работников": концертмейстер; педагог-организатор; методист; преподаватель (табл. 12).



Таблица 12 – Базовые оклады работников МБУ ДО ДШИ в соответствии с должностью

№ п/п

Наименование профессиональной квалификационной группы

Минимальный размер оклада, рублей

1

Должности работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня

6053

2

Должности работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня

6859

3

Должности педагогических работников

8472


Согласно статье 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

С учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ.


Таблица 13 – Размер повышающего коэффициента оклада работников МБУ ДО ДШИ от вида квалификационной категории

№ п/п

Виды квалификационной категории

Размер повышающего коэффициента

1

Высшая категория

0,20

2

Первая категория

0,15

3

Вторая категория

0,10


Стимулирование сотрудников проводится на основании положения об оплате и стимулировании труда работников МБУ ДО ДШИ, которое разработано в соответствии с постановлением главы муниципального образования город Армавир от 21 ноября 2008 года № 3590 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, искусства, кинематографии и образовательных учреждений, подведомственных отделу культуры администрации муниципального образования город Армавир», постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 20 февраля 2012 года №461 «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город Армавир от 21 ноября 2008 года № 3590 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, искусства, кинематографии и образовательных учреждений, подведомственных отделу культуры администрации муниципального образования город Армавир», постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 20 февраля 2012 года №462 «О введении и условиях осуществления денежных выплат отдельным категориям работников муниципальных учреждений, подведомственных отделу культуры муниципального образования город Армавир», постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 20 февраля 2012 года №461 «О внесении изменений в с постановление главы муниципального образования город Армавир от 31 декабря 2014 года № 3997 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, искусства, кинематографии и образовательных учреждений, подведомственных отделу культуры администрации муниципального образования город Армавир», с учетом общего и особенного содержания их труда, в целях дифференцирования оплаты труда в зависимости от сложности, качества и результативности выполняемых работ, уровня образования и стажа работы по профессии.

Стимулирующая надбавка за выслугу лет устанавливается работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в образовательных учреждениях (государственных или (и) муниципальных), в следующих размерах (табл.14).


Таблица 14- Стимулирующая надбавка за выслугу лет в МБУ ДО ДШИ

№ п/п

Количество проработанных лет

Размер надбавки от оклада, в %

1.

От 1 года до 3 лет 5

5

2.

От 3 до 5 лет

10

3.

Свыше 5 лет

15


Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, работникам из числа учебно-вспомогательного персонала и другим работникам:

- за стабильно высокие показатели результативности работы, высокие академические и творческие достижения (участие и победа в конкурсах, фестивалях и т.д.);

- за разработку и внедрение новых эффективных программ, методик, форм (обучения, организации и управления учебным процессом), создание краевых экспериментальных площадок, применение в работе достижений науки, передовых методов труда, высокие достижения в работе;

- за выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения);

- за сложность и напряженность выполняемой работы.

В целях оценки интенсивности и результатов работы работников в МБУ ДО ДШИ разрабатываются соответствующие критерии оценки по каждой должности. Размер надбавки устанавливается в процентном отношении к окладу, при наличии денежных средств, на основании протокола заседания комиссии учреждения для оценки интенсивности и результатов деятельности работников по результатам работы. Надбавка устанавливается сроком не более 3 месяцев. Размер надбавки – от 10 до 200 процентов оклада.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ устанавливается работникам МБУ ДО ДШИ, которым присвоена ученая степень, почетное звание по основному профилю профессиональной деятельности, в следующих размерах:

- 10% от оклада – за ученую степень кандидата наук (со дня принятия решения Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации о выдаче диплома) или за почетное звание «Заслуженный»;

- 20% от оклада – за ученую степень доктора наук (со дня принятия решения Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации о выдаче диплома) или за почетное звание «Народный».

Надбавки к окладам за наличие ученой степени или почетного звания устанавливаются по одному из предложенных оснований, имеющему большее значение.

Аттестация педагогических работников осуществляется Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Защита персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону РФ от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", а так же письму от 8 февраля 2010 г. N 7790-44/04-ПХ «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства» утверждение о положении аттестации педагогических работников МБУ ДО ДШИ в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям проводится педагогическим советом.

Аттестация проводится один раз в пять лет.

Конкретные сроки и графики проведения аттестации работников, а также состав аттестационных комиссий (председатель, секретарь, члены комиссии) утверждаются директором МБУ ДО ДШИ.

Сроки, графики проведения аттестации, состав аттестационных комиссий, основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая), регламент оформления результатов аттестации доводятся до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации и изложены в приказе об аттестации.

В состав аттестационной комиссии МБУ ДО ДШИ входит председатель, секретарь и члены комиссий, высококвалифицированные специалисты и представитель профсоюза.

Аттестация преподавателей МБУ ДО ДШИ проводится в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования и культуры Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр» (КУМЦ).

Методист МБУ ДО ДШИ подготавливает пакет документов:

  1. Заявление на прохождение проверки.

  2. Копия диплома об образовании.

  3. Копия документа, который подтвердит прохождение предыдущей комиссии.

  4. Характеристика на педагога с места работы.

  5. Копия документа, который подтвердит имеющуюся категорию (первую или высшую).

  6. Сопроводительное письмо с места работы.

Если менялась фамилия, нужно также иметь касающуюся смены справку.

Педагог получает извещение, в котором указывается дата, время прохождения аттестации, другие аспекты, а также состав комиссии. Есть достаточно времени, чтобы подготовиться, можно использовать методические рекомендации по подготовке.

После подготовки документов методист МБУ ДО ДШИ оставляет заявку на сайте КУМЦ с результатами профессиональной деятельности аттестуемого преподавателя с указанием:

- результатов освоения образовательных программ учениками преподавателя;

- результатов профессиональной деятельности;

- личного вклада в повышение качества образования;

-результатов деятельности преподавателя.

Аттестация преподавателей МБУ ДО ДШИ проходит по нескольким темам. Преподаватель отвечает на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания, а так же по своему предмету.

Форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно считается пройденным, если преподаватель отвечает как минимум на 60 вопросов из 100. Время на ответы – 2,5 часа.

Результаты аттестации работнику известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии.

Приказ о присвоении квалификационной категории публикуется на сайте Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края через 10 рабочих дней после заседания аттестационной комиссии. Данные о прохождении аттестации представлены в таблице 15.



Таблица 15 – Аттестация педагогических кадров МБУ ДО ДШИ

Год

Принято с аттестационной категорией

Всего прошли аттестацию

В том числе присвоены категории:

Кол-во

%

Высшая

Первая

2020

3

2

12,5

2

0

2021

4

7

35

7

0

2022

5

6

24

2

0



Исходя из данных таблицы 15, можно сделать выводы, что в 2020 году прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности – 2 человека (12,5% от общего количества преподавателей), в 2021 году – 7 человек (35% от общего количества преподавателей), ), в 2022 году – 6 человек (24% от общего количества преподавателей).

Квалификационные требования к персоналу, работающему в сфере культуры и искусства, прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Результаты анализа соответствия представлены в Приложении А.

Исходя из данных Приложения А, можно сделать вывод о том, что персонал МБУ ДО ДШИ имеет соответствующую квалификацию.

Преподаватели МБУ ДО ДШИ проходят курсы повышения квалификации согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 15 января 2013г. № 10 "О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников".

Курсы повышения квалификации преподавателей МБУ ДО ДШИ проводятся в КУМЦ, а форму выбирают самостоятельно (очная или дистанционная).

Карьерный рост преподавателя невозможен без дополнительного образования и знаний информационно-коммуникативных технологий. Информация о повышении квалификации и обобщении профессионального опыта преподавателей МБУ ДО ДШИ отображена в таблице 16.


Исходя из данных таблицы 16, можно сделать выводы, что преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходя краткосрочную переподготовку на курсах. Каждый год педагоги участвуют в тематических семинарах и профессиональных конкурсах.

Помимо этого, сотрудники ежегодно проходят курсы повышения квалификации и обобщение профессионального опыта.

Увольнение в связи с сокращением штата или численности работников либо по несоответствию занимаемой должности допускается при условии, если невозможно перевести увольняемого работника с его согласия на другую работу и с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета МБУ ДО ДШИ.

Эффективный контракт (трудовой договор) (Приложение Б), заключенный на неопределенный срок, а также срочный эффективный контракт (трудовой договор) до истечения срока его действия могут быть расторгнуты директором лишь в случаях, предусмотренных статьями 81 (Расторжение трудового договора по инициативе работодателя) и 83 (Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) Трудового кодекса Российской Федерации.

В день увольнения директор МБУ ДО ДШИ выдаёт работнику его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и проводит с ним окончательный расчет, а также по письменному заявлению работника выдаёт копии документов, связанных с его работой.

Для установления наличия номенклатуры документов, регламентирующих процесс управления персоналом, нами составлена сводная ведомость. Полученная информация представлена в таблице 17.

Таблица 17 - Сводная ведомость номенклатуры документов, регламентирующих управление персоналом в МБУ ДО ДШИ

Название документа

Наличие/отсутствие

Дата утверждения

1. Эффективный контракт (трудовой договор)

Имеется

26.12.2019 г.

2. Коллективный договор на 2019-2022 гг.

Имеется

26.12.2019 г.

3. Положение об оплате и стимулировании труда работников. Приложение № 1 к коллективному договору.

Имеется

26.12.2019 г.

4. Правила внутреннего трудового распорядка для работников. Приложение № 6 к коллективному договору.

Имеется

26.12.2019 г.

5. Положение об обработке персональных данных работников и обучающихся МБУ ДО ШИ

Имеется

02.09.2019 г.

6. Положение об аттестации

Имеется

26.12.2019 г.

7. Перспективный план аттестации педагогических работников

Имеется

01.09.2020 г.

8. Положение о педагогическом совете МБУ ДО ШИ

Имеется

22.07.2019 г.

9. Положение об организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств в МБУ ДО ШИ

Имеется

22.07.2019 г.

10. Положение об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в актированные дни и дни карантина (ограничительных мероприятий) в МБУ ДО ШИ

Имеется

07.04.2020 г.


Исходя из данных таблицы 17, можно сделать вывод о том, что все необходимые документы, устанавливающие процесс управления персоналом в учреждении имеются, но, не смотря на это вся работа отдела кадров направлена на одного человека, а учитывая отсутствие опыта работы у делопроизводителя, со многими задачами делопроизводитель справляется тяжело, прибегая к помощи административного персонала, а при отсутствии делопроизводителя (больничный, отпуск, командировка и.т.п.) все обязанности распределяются среди сотрудников администрации.

Дополнительно для выявления проблем была создана анкета (Приложение В), которая состояла из 7 вопросов. Анкетирование было проведено среди преподавательского состава в количестве 14 человек.

Вопросы анкеты были составлены для выявления:

- отношений в коллективе;

- удовлетворенности оплатой труда, работой в учреждении, системой оценки результатов работы, самореализацией, как личности;

- мотивации и морального поощрения персонала. Результаты анкетирования представлены в приложении Г.

Исходя из данных, полученных в результате анализа системы управления персоналом, мы можем составить SWOT-анализ (табл.18).


Таблица 18 – SWOT-анализ системы управления персоналом МБУ ДО ДШИ


Сильные стороны

Слабые стороны

- высокий уровень компетентности руководителя;

- наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих управление персоналом в МБУ ДО ДШИ;

- использование внутренних и внешних источников привлечения персонала;

- контроль за прохождением аттестации и повышением уровня квалификации;

- наличие социальной политики и методов стимулирования деятельности персонала;

- отсутствие проблем в мотивации деятельности преподавателей в учреждении;

- отсутствие специалиста по управлению персоналом;

- слабо развита система адаптации;

- отсутствие института наставничества;

- недостаточно активное участие преподавателей в конкурсах научно-методических работ, педагогического мастерства;





Возможности

- расширение партнерских отношений с региональными профильными вузами и колледжами;

- повышение уровня доходов педагогических работников за счет оказания платных услуг.


- введение должности специалиста по управлению персоналом

- введение института наставничества;

- поддержка администрацией участия преподавателей в конкурсах научно-методических работ и педагогического мастерства;

- индивидуальный подход к адаптации работников;

- роста профессионального уровня педагогов;

- расширение ассортимента платных услуг;

- введение новых образовательных программ;

- моральное и материальное стимулирование педагогов.

Угрозы

- разработка мероприятий по преодолению профессионального выгорания преподавательского состава;

- создание новых программ обучения, авторских курсов (платных может быть) для увеличения численности учащихся и сохранения численности преподавательского состава;

- омоложение кадрового состава, т.е. привлечение молодых специалистов (предпочтение - наиболее подготовленным выпускникам средних специальных и высших учебных заведений), закрепление их в организации.

- формирование и развитие благоприятного имиджа, повышение доверия к организации, посредством продвижения;

- обобщение собственного опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях,

самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем, рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

- вероятность проявления синдрома профессионального выгорания;

- сокращение численности работников, в связи с сокращением численности обучающихся;

- старение персонала (средний возраст преподавателя – 46 лет);


Одной из основных проблем является отсутствие единой системы работы с кадрами. Такая система предполагает изучение способностей работающих в организации специалистов, предложение вариантов их профессионального развития и карьерного роста.

Второй проблемой МБУ ДО ДШИ является то, что с вновь принятыми сотрудниками не проводится стажировка на рабочем месте, следовательно, не назначается и ответственный за стажировку. Такая форма адаптации не полезна ни для организации, ни для нового работника.

Из-за слабо развитой системы адаптации у вновь прибывших сотрудников снижается мотивация к труду, а это сказывается на трудовой результативности.

Третьей проблемой является отсутствие института наставничества.

В связи с этим не оказывается помощь молодым преподавателям в их профессиональном становлении, а так же в развитии их потенциала.

Четвёртой проблемой является недостаточно активное участие преподавателей в конкурсах научно-методических работ, педагогического мастерства. Связано это с тем, что большая часть преподавателей старше 45 лет и большинство испытывают сложности с использованием современных технологий, а так же стресс и напряженность ситуации может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Выявленные тенденции и проблемы обуславливают актуальность разработки мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в МБУ ДО ДШИ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!