«Человек всегда учится лишь у тех,
кого любит и уважает. Те, у которых мы учимся,
правильно называются учителями, но не всякий,
кто учит нас, заслуживает это имя» (И.В. Гёте)
Нельзя не согласиться с высказыванием «Хотеть влиять на ученика вполне нормально, но нельзя заставить психологическую власть силой, ее можно только заслужить, как уважение …». Если заглянуть в словарь Т.Ф.Ефремовой и найти слово « учитель» -- обозначает следующее: это тот человек, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо, чего-либо; воспитатель, наставник. Можно ли влиять на ученика, если нет уважения к учителю? Либо это влияние можно получить лишь путем захвата психологической власти силой? Конечно же, влияние на ученика, на взаимном доверии и уважении – это ли не мечта каждого педагога? С этими вопросами я столкнулась ещё в начале своего педагогического пути. Будучи молодым учителем понимала, что каждый из опытных наставников имеет уже свои секреты, как расположить к себе учеников и добиться влияния и уважения, а мне только предстояло разобраться в этой проблеме, тем более я была ни только учителем- предметником, а ещё и классным руководителем, что требовало ответственного подхода к этим вопросам.
В настоящее время стаж моей педагогической деятельности составляет 6 лет и эти «секреты мной уже раскрыты, как заслужить уважение от учеников, так как для учителя – это просто необходимо.
Во-первых, нужно найти золотую середину (лат. aurea mediocritas). Я считаю, что учитель не может рассчитывать на влияние, следуя в работе принципам «все будет так, как я сказала» или «всем делать, то, что я скажу». Дети больше доверяют тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. Прежде всего, надо быть хорошим, приятным человеком. Это, конечно, не означает, что нужно идти на поводу у своих учеников. Важно общаться со школьником на одном уровне, сохранив при этом свой статус – учителя, а не друга, чтобы ребята поняли, что вы интересная личность, а к таким людям тянутся и прислушиваются. Н.В.Гоголь писал: «Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».
Во – вторых, нужно создать комфортный психологический климат в классе, что поможет ученикам почувствовать защищённость и свободу в творческом развитии. Необходимо заинтересовать своим предметом и сделать каждый урок необычным.
В – третьих, нужно быть специалистом своего дела. Выдающийся Советский педагог и писатель А.С.Макаренко в своей методике писал, что «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их … но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно, не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы …, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, … вы никогда ничего не заслужите, кроме призрения». Иными словами, тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом.
В – четвертых, надо интересоваться и поддерживать учеников. Необходимо знать особенности каждого ребенка. Что ему интересно? Чем он увлекается? Дать понять, что вы знаете, например, об успехах ученика в спорте, похвалить за старания, а если воспитанник потерпел неудачу, то поддержите его и объясните, что любые промахи являются, в первую очередь, ценным опытом для достижения лучших результатов.
А самое главное, я считаю, заслужив уважение, необходимо приложить все свои усилия, чтобы его не потерять.
Исходя из вышеуказанного, следует сделать вывод о том, что учителю надо суметь найти подход к каждому ребёнку, увлечь его своим предметом, поддержать ученика в трудной ситуации, быть, в первую очередь, специалистом своего дела, только тогда педагог сможет заслужить влияние на ученика. Захватить власть психологической силой нельзя, потому что можно причинить психологическую травму ребёнку, и он вас просто возненавидит. Учитель является значимой фигурой для школьников, который должен учить не только предметам, но и жизни, а значит, уважение в педагогической деятельности играет важную роль.
Надеюсь, что я сумела поделиться своим опытом, своими педагогическими «секретами».