СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Статье раскрываются особенности конструирования системной модели диагностических заданий как деятельностного компонента содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На основе культурологического подхода проведен анализ содержания курса, выделены его аксиологический, когнитивный, праксиологический, личностный компоненты. Системная модель диагностических заданий включает задания для каждого компонента, дифференцированные по уровню сложности. Ключевые слова: культурологический подход, безопасность жизнедеятельности, диагностическое задание, репродуктивные задания, реконструктивные задания, творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Статья ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Кузьмина Диана Николаевна

Магистрант, ФГБОУ ВО «Нижегородский

государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»

В статье раскрываются особенности конструирования системной

модели диагностических заданий как деятельностного компонента

содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На

основе культурологического подхода проведен анализ содержания курса,

выделены его аксиологический, когнитивный, праксиологический,

личностный компоненты. Системная модель диагностических заданий включает задания для каждого компонента, дифференцированные по уровню сложности.

Ключевые слова: культурологический подход, безопасность

жизнедеятельности, диагностическое задание, репродуктивные задания,

реконструктивные задания, творческие задания.

Рефлексивно-оценочный компонент методической системы обучения

основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной

организации связан с процедурой диагностики процесса и результатов

образования. Методологические подходы к изучению педагогической

диагностики, ее понятийный аппарат и функции раскрываются в

исследованиях В.П. Витанаса, К. Ингенкампа, В.Г. Максимова [3,4].

Практическая реализация разработанных теоретических положений в

обучении безопасности жизнедеятельности предполагает разработку

системной модели диагностических заданий, отражающих основные идеи

интегративного содержания курса, современные подходы к его изучению и контрольно-оценочной деятельности. В современной культурологической интерпретации содержание школьного курса представлено единством аксиологического, когнитивного, праксиологического, личностного компонентов [1], направленных на формирование стратегической цели – развития культурной личности безопасного типа поведения. В программах курса выделяются три содержательные линии:1) безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 2) основы первой помощи и здорового образа жизни; 3) основы обороны государства и подготовки к военной службе [5]. Для каждой линии определены: а) культурологические аспекты содержания и выявлены ценностные идеи (безопасность жизни, здоровье, здоровый образ жизни, гражданская идентичность, толерантность); б) когнитивный базис (ключевые понятия, образующие опорный каркас научного содержания; проблемы безопасности и перспективы их разрешения); в) праксиологический компонент, включающий совокупность разнообразных видов деятельности обучающихся при освоении содержания; г) личностный прогресс – готовность и способность решать проблемы безопасности; формирование индивидуально-личностных качеств. В разработанной системной модели диагностических заданий объединены задания на раскрытие аксиологического, когнитивного, праксиологического компонентов, а также уровень сформированности личностных качеств. Разработка заданий осуществлялась с учетом требований современных ФГОС общего образования (А.Г. Асмолов). Задания на диагностику аксиологического компонента выявляют уровень освоения ценностного содержания, которое определяет мотивацию деятельности обучающихся. Осознается степень понимания значимости курса в личной безопасности, безопасности общества, национальной безопасности, осмысленности глобальных угроз. Задания на диагностику когнитивного компонента включают проверку усвоения главных понятий и проблем (опасность, безопасность, риск, чрезвычайные ситуации и способы защиты от них, здоровый образ жизни, основы военной службы, проблемы зашиты от опасных и чрезвычайных ситуаций), причинно-следственных связей, научных методов (наблюдение, оценка, мониторинг, прогнозирование). Задания на диагностику праксиологического компонента отражают формирование умений и способов деятельности интеллектуального (информационного поиска, аналитических, алгоритмических, творческих) и практического характера (оказание первой помощи). Особенностью изучения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является связь научного содержания с реальными жизненными ситуациями – безопасность в быту, безопасность на улице, безопасность урбанизированной среды. В центре внимание оказывается ситуационное задание (кейс), где процесс познания организуется в аспектах события [2]. Они лично значимы для каждого, поэтому облегчается процедура мотивации и поиска смысла, тесно связанного с ценностями (В.Франкл). Востребованной становится технология кейс-обучения (З.Ю.Юлдашев)., использующая три основные типа ситуаций в оценке безопасности жизнедеятельности: стандартные, критические, экстремальные. Кейс-пакет материалов по безопасности жизнедеятельности создан в соответствие с принципами: проблематизация, современность, конкретность, логичность, общественная и личная значимость, увлекательность изложения, включение разнообразных информационных ресурсов, структурированность сюжетной линии, краткость. Диагностические задания дифференцированы по трем уровням сложности: репродуктивный, реконструктивный, творческий. Репродуктивный уровень включает задания на проверку усвоения основных идей и понятий, выполнение заданий на основе алгоритмической деятельности в соответствие с ФГОС общего образования. Обучающиеся способны аргументировать положения аксиомы о потенциальной опасности любого вида деятельности, ответить на вопросы о сущности понятия чрезвычайная ситуация, их видах, перечислить правила поведения при угрозе; показать владение способами оказания первой помощи. Реконструктивный уровень – предполагает выполнение заданий на информационный поиск, системное обобщение усвоенных знаний, логическое изложение материала, установление причинно-следственных связей, разработку алгоритма безопасного поведения с учетом приемлемого риска. Творческий уровень включает проблемные и проектные задания на самостоятельное применение усвоенного содержания в различных жизненных ситуациях; задания на оценку способов безопасной деятельности, прогнозировании развития событий (практико-ориентированный проект оценки санитарногигиенического состояния класса, прогнозирование последствий природных пожаров, исследование экологического состояния пришкольной территории). Наряду с личностными и познавательными результатами у обучающихся формируются умения регулятивного характера: самостоятельная постановка общей целей и конкретных задач предстоящей деятельности, разработка плана выполнения задания, выбор методов его реализации, корректировка способов деятельности. Выполнение заданий осуществляется на основе сочетания индивидуальной и групповой работы, в ходе которой формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Участвуя в групповом обсуждении проблем безопасности, обучающиеся учатся культуре дискуссии, взаимному уважению, толерантности. Взаимообмен эмоциями, отношениями, знаниями, способами деятельности в режиме сотрудничества соответствует развивающей парадигме современного образования. У обучающихся формируется убеждение в том, что в совместной работе, основанной на принципах диалога, можно достичь более значимых результатов. Системная модель диагностических заданий, апробированная в практике школьного обучения, показала свою эффективность, что подтверждено результатами педагогического эксперимента.

Список использованных источников

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

2. Демидова Н.Н. Кейс-стади: «изучение случая» - технология инактивированного познания: Vestnik of Minin University. – 2016. - No 2. Вестник Мининского университета, 2016. - № 2. – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205, свободный.

3. Ингекамп К. Педагогическая диагностика.- М.:Педагогика,1991.239с. 4.Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

5. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Л.А. Михайлов.- М.: Академия, 2009.-288с.

Diagnostic tasks as activity component of maintenance of the school course «Basics of life safety»

In article features of designing of system model of diagnostic tasks as activity component of maintenance of the school course «Basics of life safety» are revealed. On the basis of culturological approach the analysis of maintenance of a course is carried out, his axiological, cognitive, praksiologichesky, personal components are allocated. The system model of diagnostic tasks includes the tasks for each component differentiated on complexity level.

Key words: culturological approach, health and safety, diagnostic task, reproductive tasks, reconstructive tasks, creative tasks.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!