СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дифференцированное обучение на уроках русского языка: новый взгляд на старую систему"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья, в которой обощается опыт работы по дифференцированному подходу к обучению на уроках русского языка.  

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дифференцированное обучение на уроках русского языка: новый взгляд на старую систему"»

Пономарева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Молодогвардейская

средняя школа №21»,

[email protected]


Дифференцированное обучение на уроках русского языка как эффективная форма организации учебного процесса:

новый взгляд на старую систему


Казалось бы, о дифференцированном обучении сказано и написано все. Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый учитель периодически в своей практике применяет эту систему, так как она позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей ребенка, даёт возможность каждому учащемуся получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Согласно привычной для нас схеме дифференциация работы на уроке представляет собой выполнение обучающимися заданий разной степени сложности – в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я в своей практике пришла к иной форме организации учебного процесса, когда учитывается не только интеллектуальный и творческий ресурс каждого ребенка, но и его познавательский интерес.

Условно класс делится на три группы: теоретическую, практическую и игровую. В работе с теоретической группой делается акцент на заданиях, связанных с научной лингвистикой; практики – это творческая группа, которая на каждом уроке пишет тексты разных жанров и стилей. Игровая группа – это, как правило, гиперактивные дети с низкой мотивацией к обучению, поэтому суть работы с такими учащимися сводится к игровой познавательной деятельности, цель которой – вызвать интерес к предмету, желание повышать собственный образовательный уровень. Сразу замечу, что эти группы подвижны. Если кто-то из ребят обнаружил в себе потенциал работать в группе иной направленности, то он может перейти в неё.

Почему возникла необходимость разделить класс на группы? На первых уроках русского языка в 5-м классе я столкнулась с трудностью в организации детей. Это был коллектив из 32 человек, который образовался в результате слияния двух четвертых классов. В больших детских коллективах удерживать внимание в течение 45 минут довольно сложно, поэтому пришлось проявить изобретательность.

Как происходил отбор? При изучении темы «Морфемика» на этапе актуализации опорных знаний предложила ребятам вспомнить названия значимых частей слова, выполнить разбор нескольких слов по составу. Отметили, что лексическое значение слова содержится в корне – главной его значимой части, поговорили о роли нулевого окончания. В общем, обычная рутинная работа. Оживились после того, как не смогли найти корень в слове «вынуть» (нашли его в форме данного слова «вынимать»). Удивились: слово есть, лексическое значение оно имеет, а корень «спрятан». Предлагаю разобрать по составу слово «принять». Известно, что морфемный состав слов меняется с течением времени, ведь язык – это живой, развивающийся организм. Рассматриваем исторический состав: при- - приставка, -н- - фонетическая вставка, -я- и –ть – формообразующие суффиксы. А где же корень? Меняем форму слова – образуем несовершенный вид глагола. Получаем «принимать». А вот и он - старинный (диахронный) корень, который возник еще в древнерусском языке, в слове «имати», которое имело значение «брать, занимать, захватывать». Современный (синхронный) состав слова выделяем сплошной линией, а исторический (диахронный) пунктирной. Те дети, которые заинтересовались исследованием языковых процессов, историей возникновения и развития слов, начинают заниматься лингвистикой на каждом уроке (10-12 минут на этапе закрепления). В конечном счете, они сами формируют группу и с удовольствием в ней работают.

Таким образом, деятельность теоретической группы подразумевает детальное знакомство с лингвистикой, в результате которого изучаются языковые процессы и их причины, проводятся исследования, дающие обучающимся ключ к более глубокому пониманию принципов устройства и функционирования языка как науки. Результатом такой работы является высокий уровень теоретических знаний, реализуемых обучающимся во время выполнения заданий предметных олимпиад. Преимуществом данной системы является и то, что подготовке к олимпиаде не нужно уделять дополнительное время, это довольно качественно можно делать в рамках урока.

Какие акценты расставляются в группе практиков? Прежде всего, практики - это команда творческих ребят, которым интересно заниматься писательской деятельностью. Безусловно, учащиеся, работающие в «творческой мастерской», овладевают теоретическими знаниями о языке в рамках школьной программы, но специфика работы со словом у них иная. Составляя тексты разных стилей и жанров, они рассматривают слово с точки зрения его стилистических возможностей.

Как я выявляю писательский потенциал детей? Нахожу возможность на каждом уроке предлагать им творческие задания. Те ребята, которые демонстрируют хорошее владение художественным словом и развитое образное мышление остаются в группе практиков. Задания могут быть ориентированы на лингвистику, а могут не быть языковыми:

  1. Напишите фантастический рассказ из 5-7 предложений с использованием знаний по теме «Не с прилагательными»;

  2. Составьте текст небылицы, объединив в нем слова «капитан», «капуста», «капюшон» так, чтобы было отражено общее происхождение этих слов;

  3. Напишите четверостишие на тему «Осенний вечер» с использованием слов с орфограммой «-Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных».;

  4. Напишите размышление на тему: «Жизнь и телефон» (по аналогии с рассказом Тэффи «Жизнь и воротник»)

Разумеется, творчеством занимаются не только «практики». На уроках развития речи тексты составляют все, но для писательской группы я могу усложнить или детализировать задание. Например, предлагаю написать текст в публицистическом или научно-популярном стиле, в каком-то определенном жанре.

Казалось бы, ничего нового или особенного, многие мои коллеги используют подобные методы и приемы, но суть данной технологии состоит в том, что творческие способности учащихся развиваются не время от времени, а постоянно, на каждом уроке. Это позволяет детям реализовать их внутреннюю потребность в постоянном творческом поиске. Система дает им возможность оттачивать мастерство. Обучающиеся успешно выступают на творческих конкурсах и литературных олимпиадах, готовят заметки для новостных информационных сайтов.

Известно, что все дети любят играть. Занимательные упражнения на уроках ребята не воспринимают как нечто сложное или скучное, поэтому игровые формы работы с теми, кто не очень любит или умеет учиться, подогревают интерес к изучаемой теме, повышают активность, вызывают желание работать. В игровой группе я использую не только лингвистические игры (благо, сегодня в широком доступе богатый ресурс всевозможных дидактических материалов, в том числе и занимательных), но и не игровые виды работы, сформулированные в неожиданной для ребят форме. Например, предлагаю найти общие черты между математикой и русским языком как науками. Изучая тему «Буквы е-и в корнях с чередованием», составляем задачу:

Дано: корни –бер-/-бир-, -мер-/-мир- , -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -тер-/-тир- ,-стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -жиг-/-жеч-

Найти: правописание букв е/и

Решение /Доказательство: Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется «и» (выбирать, замирать), если после корня нет суффикса -а-, то в корне пишется «е» (выберу, замереть), что и требовалось доказать.

Делаем вывод: математика и лингвистика – науки, в которых действуют собственные логические законы. И - закрепляем знания практическими упражнениями.

Как все вышеизложенное технически организовать на уроке, чтобы был охвачен работой и опрошен весь класс, проверены все работы? Для удобства проверки выполненных заданий, а также для того, чтобы обучающимся комфортно было работать индивидуально, в парах и в мини-группах, они рассаживаются по рядам соответственно направленности. Например, 1-й ряд – теоретики, 2-й ряд – практики, 3-й ряд – игровая группа. Можно каждой группе придумать название, а можно провести среди ребят конкурс на лучшее название, отражающее специфику их работы.

Следует отметить, что на этапе объяснения нового материала целесообразно работать с классом фронтально. На стадии закрепления - с одним рядом (группой) работаем фронтально, два других ряда в это время выполняют задания самостоятельно (индивидуально или в парах). Затем меняемся.

Таким образом, данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, в особенности в классах, где тридцать и более учеников.


Список литературы

  1. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.

  2. Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса.// Завуч №8 2005

  3. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным действиям. //Русский язык в школе №5 2003

  4. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.// Завуч №8 2003




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!