СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для публикации материалов v международной научно - практической конференции " Преемственная система инклюзивного образования : профессиональные компетенции педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье указаны проблемы, с которыми встречаются участники воспитательно - образовательного процесса в условиях инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья для публикации материалов v международной научно - практической конференции " Преемственная система инклюзивного образования : профессиональные компетенции педагогов.»

Эмпатия в жизни ребенка с ОВЗ.

Педагог – психолог

МБДОУ №21 « Незабудка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Иванова Е.А.


По словам Л.С.Выготского, «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие». Если социальная среда готова к принятию инклюзии, то результаты будут положительными. Поэтому, главной задачей, при введении инклюзивного образования в любое образовательное пространство, является воспитание готовности общества к тому, что рядом с обычными детьми, будут находиться дети, имеющие физические, психические и интеллектуальные проблемы.

Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при хорошо продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, толерантность. В свою очередь, детям с особенностями развития, регулярное общение со здоровыми сверстниками, даёт возможность чувствовать себя комфортно, быть принятым обществом детей и не чувствовать себя другим, а самое главное - выстраивать модель здоровой нормальной жизни.

Инклюзивное воспитание и образование строится на принципах индивидуального подхода и предполагает выбор не только методов и средств воспитания и обучения, но и главного принципа – социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе детей здоровых, тем самым стирая грань между этими понятиями.

В настоящее время, при внедрении ФГОС, в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Из всего вышесказанного следует сделать вывод: что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь с учетом их индивидуальных особенностей.

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.

  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.

  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.

  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.

  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.
    Ссылка на источник: https://autizmy-net.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou/

Наш коллектив, исходя из опыта, добавил бы еще и неготовность обычных детей к принятию ребенка с ОВЗ. У обычных детей мало чувств и сострадания к детям с ОВЗ, ведь они не встречали подобного, мало кто из родителей «заостряет « свое внимание на детей с ОВЗ, ограждая своего ребенка от негативных воздействий на его неокрепшую психику.

Вот поэтому, необходимо в дошкольном учреждении, привить эмпатию со стороны обычных детей, чтобы чувство сострадания было на подсознании обычного ребенка, а желание помочь стало бы приоритетным при развитии коммуникации, ведь самые лучшие и прекрасные вещи в мире нельзя увидеть и услышать …но их чувствуют сердцем.

Невозможно привить эмпатию у детей обычных, по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, принципом заискивания, трепетного отношения, жалостью. Такие дети очень восприимчивы к фальши. Главная заповедь для детей с ограниченными возможностями здоровья – Ты такой, как все! В то же время, создавая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, нарушается принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить права и тех и других, необходимо научиться работать со всеми детьми.

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова). Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.

  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.

  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.

  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.



Наш коллектив определил, что развитие эмпатии у всех участников воспитательно – образовательного процесса, влияет на развитие отношений детей обычных, с детьми с ОВЗ. Каким образом осуществлялось это взаимодействие в нашем ДОУ?

Прежде всего, соблюдались основные принципы инклюзивного образования:

Основные принципы инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.



Затем определились задачи дошкольного воспитания для детей с обычным развитием:

оберегать,

помогать;

защищать;

просто понять;

сочувствовать и сопереживать.

Надо отметить и то, что педагоги строили свою работу в тесном взаимодействии со специалистами: музыкальным руководителем, логопедом и педагогом – психологом.

Благодаря музыкальной деятельности, у детей формировались первичные навыки коммуникации. Музыка благотворно влияла на органы чувств детей, развивая внутреннюю гармонию. Уменьшалось чувство тревоги, которое мешало полноценно развивать позитивные эмоции по отношению к детям с ОВЗ.

Немаловажную роль при общении имеет логопед. На занятиях с логопедом улучшалась четкость речи, облегчалось понимание тех и других, легче и шире появлялись возможности к коммуникации.

Программ, направленных на проблемы общения детей с ОВЗ очень мало, а адаптивные программы, чаще всего, направлены на развитие познавательных процессов, а не умения общаться детей обычных с детьми с ОВЗ, Педагогом – психологом проводились занятия, направленные на развитие эмпатии у обычных детей по отношению к особым детям, нуждающимся в сочувствии и сопереживании. Только поняв, что ребенок с ОВЗ отличается от них, обычные дети, смогли помочь и принять того, кто нуждается в особой их защите и опеке. Это как старая сломанная кукла, которую впервые дети увидели в детском саду. Все дети начинают негативно к ней относиться, не хотят с ней играть, отстраняют ее среди множества других, ярких и привлекательных, а некоторые, и вовсе хотят выбросить ее. Без вмешательства взрослого, вряд ли что получится, ведь сами по себе, от природы, дети агрессивны и выбирают себе в обществе чаще всего успешного, без изъянов, друга. Поэтому так важно научить обычных детей чувствам принятия любого, другого, не похожего на себя, научить сопереживать и сочувствовать, т.е проявлять эмпатию. Только тогда, сломанная « кукла» найдет поддержку, заботу и опеку среди тех, кто изначально ее не принял. Дети перестанут замечать, что тот, который им не нравился, на самом деле, обычный, такой же, как и он, ребенок. Вот в этом заключается работа каждого, кто коснулся детской души.

Известный французский писатель Антуан де Экзюпери сказал замечательные слова: «ЕСЛИ Я ЧЕМ – ТО НА ТЕБЯ НЕ ПОХОЖ, Я ЭТИМ ВОВСЕ ТЕБЯ НЕ ОСКОРБЛЯЮ, А, НАПРОТИВ, ОДАРЯЮ». Так давайте, же одарять тех, кому это просто необходимо, и мир от этого станет чуточку добрее!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!