СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дополнительное образование как ресурс выявления одарённых обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Дополнительное образование как ресурс выявления одарённых обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дополнительное образование как ресурс выявления одарённых обучающихся"»

Статья

«Дополнительное образование как ресурс выявления одаренных обучающихся»


Лазарева Светлана Николаевнапедагог дополнительного образования


Раздел:  дополнительное образование

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках Федерального государственного образовательного Стандарта является эффективная организация второй половины дня. Она определяется как «дополнительное образование», основана на тесном взаимодействии общего и дополнительного образования. Появляется больше возможностей для индивидуального развития одаренных детей, которые в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. Как в условиях малых городов, где нет специализированных центров, но актуальность системы поиска и обучения одаренных детей остается, система дополнительного образования выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей для создания и поддержания на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны в будущем?

Во-первых, дополнительное образование – пространство успешной социализации детей. Интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия создает условия одаренным детям для самопознания, самоопределения, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоактуализации. В системе дополнительного образования осуществляется развитие, формирование и воспитание человека творческого, профессионально компетентного, умеющего решать самые сложные личностные, общественные и производственные задачи, удовлетворяющего свои образовательные потребности, повышая качества собственного образования.

Во-вторых, дополнительное образование – процесс непрерывный. Отличительная особенность программ дополнительного образования от существующих образовательных программ в том, что на занятиях создается структура деятельности, которая способствует творческому развитию воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности. Доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей являются основными дидактическими принципами программ: в группе первого года обучения воспитанники выполняют базовые творческие задания, в группе второго года – творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучающиеся занимаются в  двух группах с учетом возрастных категорий; один раз в неделю осваивают технические предметы, конструкцию автомобилей, основы конструирования деталей машины, технологии сборки, покраски.

Одаренные дети часто опережают в развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения и использования информации. Поэтому они остро нуждаются в информационном пространстве.  Участие на выставках, конкурсах, олимпиадах муниципального, республиканского, регионального, всероссийского, международного уровней, также участия школы в целом в реализации единого календаря мероприятий  способствует расширению информационного пространства. Объем информационных ресурсов увеличивается за счет интернет: создания страничек, форумов; проведения олимпиад; создания системы оперативного обмена информацией и опытом в рамках  конференций; привлечения внимания общественности и средств массовой информации. Дополнительное образование, через погружение в творческий процесс, воспитывает жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; предоставляет учащимся возможность выбора вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней. Дополнительное образование качественно углубляет знания в области, соответствующей содержанию его одаренности и является прочной основой в профессиональном самоопределении.

XXI век называют веком информации и личностей. Личностей, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, компетентных, свободно ориентирующихся в насыщенном информационном потоке, конкурентоспособных на рынке труда, способных к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для этого важно, чтобы обучающиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. Распространенное убеждение, что одаренность сама может пробить себе дорогу, противоречит научным исследованиям. Очень многое в их  судьбе зависит от педагогов, от их желания и умения разглядеть, понять, поддержать, вдохновить.  «Образование через всю жизнь» - это, прежде всего, работа наставника с одаренными детьми. Этот сложный и никогда не прекращающийся процесс требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, коллегами, администрацией и обязательно с родителями, мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
К профессионально-личностной подготовке педагогических кадров дополнительного образования для работы с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в мышлении, а иногда и в поведении, выдвигаются следующие требования:

- знакомство с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики одарённости;

- самообразование, саморазвитие, создание системы консультирования и тренингов для одарённого ребёнка;

- проведение проблемных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр,  позволяющих обучающимся  проявить свои способности;

- выбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Постоянно действующие семинары, методическая учёба, консультации на темы: «Понятие одарённости в педагогике и психологии», «Одарённый ребёнок. Работа с одарённым ребёнком», «Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми», «Тесты для определения одарённости», «Признаки одарённости», «Принципы и методы выявления одарённых детей», «Роль дополнительного образования в обучении одарённых детей», тренинги на темы: «Технология мастерских», «Концепция социального интеллекта» способствуют повышению психологической компетентности педагогов дополнительного образования, осуществляющих инновационную деятельность с одаренными детьми. Принятие Государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан» способствовало созданию совершенно неповторимой модели выявления одаренных детей.

Умелое сочетание педагогами творческих методов (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) и форм («парно-индивидуальная», «группо-парно-индивидуальная») организации деятельности, использование стратегий (ускорения, интенсификации, индивидуализации обучения, обучения мышлению, исследовательского обучения) приводит к успеху одаренных детей, получению желаемого результата, одновременно являясь показателем профессионализма педагога дополнительного образования. Важно отметить то, что в связи с выбором интересного для себя вида деятельности со стороны  самого ребенка, т.е. индивидуализации обучения в системе дополнительного образования, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Для повышения результативности инновационной деятельности педагога дополнительного образования с одаренными детьми используются «Карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня», «Карта достижений одарённых детей в мероприятиях различного уровня», «Карты творческого развития». Они пополняют портфолио одаренных детей, определяют эффективность «индивидуального образовательного маршрута», помогают внести коррективы при необходимости. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решить одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) через познавательные, творческие и спортивные мероприятия позволяют удовлетворить потребность общества в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Ведь в будущем именно им предстоит задавать темп и эффективность развития науки, техники, экономики, культуры.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!