СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросам правового воспитания. Для реализации правового воспитания следует, прежде всего, разрабатывать и внедрять в жизнь новых основ российского законодательства. В настоящее время роль  правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Но право будет действовать только при наличии высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках обществознания"»

Роль правового воспитания в формировании нравственно-правовой личности, ее правосознания.

Научная статья

Роль правового воспитания в формировании правовой культуры.

Статья посвящена вопросам правового воспитания. Для реализации правового воспитания следует, прежде всего, разрабатывать и внедрять в жизнь новых основ российского законодательства. В настоящее время роль правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Но право будет действовать только при наличии высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.

Article is devoted to legal education. For the implementation of legal education should be, above all, to develop and introduce into practice new principles of Russian law. Currently, the role of legal culture in the conditions of a truly democratic state of law is growing. The right to play a special role in the making of law and civil society. But the right to act only when there is a high sense of justice of the individual and society, a high legal culture.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, правосознание, правовое обучение, правовоспитательная работа.

Key words: legal education, legal culture, legal, legal education, bringing up right work.

Формирование высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах – это основная задача государства и общество. Для реализации этой задачи применяется правовое просвещение и правовое воспитание.

Правовое воспитание - влияние на сознание и поведение человека со стороны государства, общества в целом и отдельных граждан с целью формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.1

В содержание правового воспитания входят знания о государстве, праве, законе, морали, основных правах и обязанностях человека и гражданина с целью воспитания законопослушного человека.

Данный процесс состоит из ряда элементов:

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);

- содержание воспитания (привить людям определённые юридические ценности, принципы и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

- правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

- правовая пропаганда состоит в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;

- юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;

- самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Правовое воспитание и правовое обучение взаимосвязанные понятия. Воспитывающее обучение связано с процессами целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина. Основной целью является формирование позитивного отношения к праву, правовым ценностям.

Только в этом случае можно полагать, что человек будет не только владеть теоретическими знаниями, но и сможет применить их на практике при решении конкретных юридически значимых ситуациях.

Таким образом, правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. В связи с этим возникает потребность знать законодательства, знать свои права и обязанности.

Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны превратится в установку чётко руководствоваться правовыми предписаниями, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Правовое воспитании можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Итак, целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей.

А теперь перейдём к основным частям механизма правового воспитания как деятельности. Во первых, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями, пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Следующей «значимой частью механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Данные способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства.

Составной частью правовой культуры является формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом.

Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения заключается в осведомлении населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества.

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы.

Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетия, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при воспитании, а по существу - перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспитательных мер. Это и понятно, поскольку, как известно, человек не воспитывается по частям (сначала в области морали, затем - права и т.д.), он формируется благодаря совместному воздействию самых различных факторов.

В настоящее время провозглашены следующие принципы правового воспитания:

- нужно учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения;

- необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм;

- следует развивать правовую активность граждан.

Минусом современной практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами».

Большую роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека.

Таким образом, правовое воспитание и правое обучение неразрывно связаны друг с другом.

Можно выделить только несколько условных различий. Например по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый.

В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.

_______________________________



Библиографический список


  1. Григорьева И.В. Теория государства и права. - Учебник - 2009. – 113 с.

  2. Дербина А.В. Квопросу о правовом воспитании в современной юридической науке. Ленинградский юридический журнал. 2009. № 4. С. 203-210.

  3. А.Коптяев // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. - С.25-28.

  4. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е.А.Певцова // Журнал российского права, - 2004. - №3. - С.70-81.

  5. Петрошенко А.И. Анализ современных научных подходов к правовому воспитанию Право и образование. 2013. № 11. С. 57-68.

  6. Подзолков В.Г.- Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540400 - Социально-экономическое образование / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого". Тула, 2007. (Издание 2-е, переработанное и дополненное)


1 Григорьева И.В. Теория государства и права. - Учебник - 2009. – 113 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!