СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Эффективность групповых форм учебной деятельности обучающихся при освоении ими дисциплин естественнонаучного цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповые формы организации познавательной деятельности обучающихся широко применяются учителями в условиях современной общеобразовательной школы. При этом зачастую считается, что такие формы обучения эффективны, и работа школьников в группе улучшает результативность процесса усвоения ими учебного материала в любых условиях.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Эффективность групповых форм учебной деятельности обучающихся при освоении ими дисциплин естественнонаучного цикла»

Эффективность групповых форм учебной деятельности обучающихся при освоении ими дисциплин
естественнонаучного цикла

Бойко И.В., студент 1 курса магистартуры

Курдюкова О.Н., доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры естествознания и географии

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин


Групповые формы организации познавательной деятельности обучающихся широко применяются учителями в условиях современной общеобразовательной школы. При этом зачастую считается, что такие формы обучения эффективны, и работа школьников в группе улучшает результативность процесса усвоения ими учебного материала в любых условиях.

Однако, психологические исследования показывают [1-3], что нельзя сделать однозначное заключение о безусловной пользе групповых форм работы: по сравнению с индивидуальной деятельностью работа в группе может приносить пользу, иногда такую форму работы следует признать нейтральной (не имеющей ярко выраженной пользы или вред), а в некоторых случаях она может быть даже вредна в обучении.

В контексте психологии принято говорить об эффектах социальной ингибиции. Социальная фасилитация – это усиление активности данного субъекта при выполнении им различных видов деятельности, в том числе и познавательной, в присутствии других людей, как пример, входящих в группу, в которой он осуществляет свою деятельность. Феномен социальной ингибиции противоположен социальной фасилитации – это ухудшение скорости и качества выполняемых действий у данного человека под влиянием присутствия других людей (например, наблюдателей или экспертов), таким образом, при организации учебного процесса следует помнить, что, организуя работу в группах, можно достичь как эффект социальной фаситации, так и эффект социальной ингибиции – полученный результат в значительной степени зависит от условий запланированной познавательной деятельности [2].

В связи с этим главное, на что следует обратить внимание – это сложность задачи, по отношению к личным возможностям, а также к знаниям и умениям школьников, организующих группу. Доказано [2,3], что наиболее сложные задачи наилучшим образом решаются индивидуально. Формирование группы в данном случае не создает благоприятных условий для решения такого рода задач. И для того, чтобы сделать правильные выводы и адекватно подойти к выбору формы обучения необходимо, прежде всего, проанализировать задачи, которые данная группа учащихся намерена решать и в соответствие с этим сформировать состав и структуру данной группы, выбрать оптимальную организацию работы для школьников в данном случае.

Выбрав задачу оптимального для данной группы уровня сложности, необходимо обратить внимание на то, к какому типу она относится. Среди большого разнообразия типов школьных задач, предназначенных для работы в группах, имеет смысл выделить такие задачи как:

- конъюнктивные задачи, при решении которых функции участников группы могут существенно различаться, но каждый участник вносит свой личный вклад в общий результат работы группы;

- дизъюнктивные задачи, в которых группа должна выбирать только один вариант из группового «фонда» всех предлагаемых решений;

- компенсирующие задачи, построенные на выведении среднего результата из суммы индивидуальных;

- адаптивные задачи, при решении которых индивидуальные вклады каждого участника группы суммируются.

Сущность адаптивных задач хорошо иллюстрируется таким простым примером, как «перетягивание каната» – в полученный результат каждый член команды (группы) вносит свой посильный и обязательный вклад. В многообразии школьных задач к этому типу следует отнести задачи или задания, направленные на усвоение обязательного учебного материала, такого как основные понятия, термины, научный язык, используемый в данной дисциплине и пр. Для использования групповых форм работы в данном случае целесообразно:

- разделить класс на 2–3 крупные подгруппы;

- подготовить вопросы, направленные на выявления уровня усвоения обучающихся терминологических и понятийных аспектов учебного содержания;

- проводить работу, например, в форме фронтального опроса;

- задать вопрос каждому обучающемуся, т.е. дать шанс каждой группе получить наилучший результат;

- учитывать результаты работы каждой группы.

Важно отметить, что при организации такой формы обучения общее число ответов в каждой группе должно быть одинаково. В том случае если обучающихся в классе нельзя разделить по группам поровну, следует дать возможность в группе с меньшим числом кому-то из обучающихся выступить дважды. В данной форме работы очень эффективно использование игровых элементов и соревнование групп [4].

Примером организации групповой формы обучения при решение дизъюнктивной деятельности групп учащихся при рассмотрении ими нового учебного содержания. Для использования групповых форм работы в данном случае целесообразно:

- разделить класс на 3–4 группы, которые будут работать в режиме «мозгового штурма», выбрать в каждой группе назначить капитана;

- подготовить вопросы, направленные на актуализацию знаний и умений, усвоенных школьниками на предыдущих этапах обучения и необходимых для работы с новым учебным материалом;

- подготовить задания, направленные на выявление сущности нового учебного содержания;

- провести фронтальный опрос, используя элементы игровых технологий – получить предварительную оценку, какая из групп подготовлена к предстоящей познавательной деятельности лучше;

- организовать работу в группе в режиме «мозгового штурма» (дать задание каждой группе; задать время выполнения задания; отслеживать и помогать вести полилог внутри каждой группы; дать слово капитану каждой из групп для представления итогового общего решения группы перед всем классом;

- вместе со всем классом внести поправки, изменения и дополнения в представленную версию каждой из групп.

Конкретным примером такого рода работы может быть выведение понятий одноклеточных, многоклеточных и неклеточных форм организмов с использованием метода моделирования [4].

Групповые формы работы при решении конъюнктивных задач могут быть успешно применены, например, при выполнение группами обучающихся практических или лабораторных работ. В данном случае каждой группе предлагается свое задание, и оно не будет выполнено до тех пор, пока с ней не справятся все члены группы, таким образом достижение группы определяются показателями наименее успешного из ее членов:

- разделить класс на несколько малых групп (по 3–4) человека в группе);

- подготовить задания для проведения практических или лабораторных работ в каждой группе;

- в каждой группе распределить обязанности и функции среди ее участников, выбрать ответственных за теоретическую часть работы, оборудование, инструменты, лабораторную установку, собственно лабораторный или практический процесс, презентацию полученных результатов и т.д.;

- организовать проведение лабораторных или практических работ в группах;

- дать возможность представителям каждой группы презентовать результаты своей работы перед всем классом;

- вместе со всем классом внести поправки, изменения и дополнения в презентацию каждой группы.

Важно отметить, что обязанности и функции обучающихся, принимающих участие в решение данного типа задач в малых группах, следует постоянно менять. Нельзя допустить того, чтобы один школьник всегда отвечал только за теоретическую часть или только за инструментальную часть работ. Так будут созданы условия для всестороннего освоения обучающимися учебного содержания данной дисциплины [5].

Конкретными примерами организации такого рода познавательной деятельности обучающихся будут проектные или исследовательские разработки, выполняемые ими в рамках учебного процесса.

Таким образом, в сравнении с индивидуальной работой групповая форма имеет преимущество в улучшении результативности процесса усвоения обучающимися учебного материала в любых условиях. В тоже время, опираясь на различные психологические исследования, сложные задачи, поставленные перед обучающимися, решаются гораздо эффективней ними индивидуально, чем в групповой форме работы. Поэтому для того, чтобы объективно подойти к выбору формы обучения, необходимо, прежде всего, проанализировать задачи, которые данная группа обучающихся намерена решать. И в соответствие, с этим сформировать состав и структуру данной группы, выбрать оптимальную организацию работы для школьников в данном случае.

Литература

  1. Майерс Д. Социальная психология. Серия: «Мастера психологии». – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 794 с.

  2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.Л., Смит Э.Е., Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. – М.: 2003. 672 с.

  3. Ковалевская Е.В. Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования: материалы XI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей м взрослых» (18–19 марта 2011 г.): сборник статей. М.: Издательство «Спутник +», 2013. – С. 60–62.

  4. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Обучающие технологии в естественнонаучном образовании школьников. Методическое пособие. М.: Изд-во: «Полиграф», 2002. – С.154–158.

  5. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Монография. – М.: Изд-во: «Акрополь», 2011. – С. 201–254.


ЗАЯВКА

на участие в работе международной научной конференции

«XXV Царскосельские чтения»

Фамилия, имя, отчество

Бойко Иван Владимирович

Основное направление

(обязательно из информационного письма)

Проблемы современного естественнонаучного образования

Телефон +79062707701
E-mail [email protected]

Полное наименование организации (точное официальное название)

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Ученая степень

-

Ученое звание

-

Должность

студент 5 курса специальности ПО география и биология

Название статьи Эффективность групповых форм учебной деятельности обучающихся при освоении ими дисциплин естественнонаучного цикла
Количество страниц в статье 6
Форма участия: заочная/очная с докладом/ очная без доклада заочная

Тема доклада (при очной форме участия)

-

Дата

07.04.2021


ЗАЯВКА

на участие в работе международной научной конференции

«XXV Царскосельские чтения»

Фамилия, имя, отчество

Курдюкова Ольга Николаевна

Основное направление

(обязательно из информационного письма)

Проблемы современного естественнонаучного образования

Телефон +79811490978
E-mail [email protected]

Полное наименование организации (точное официальное название)

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Ученая степень

доктор сельскохозяйственных наук

Ученое звание

доцент

Должность

профессор кафедры естествознания и географии

Название статьи Эффективность групповых форм учебной деятельности обучающихся при освоении ими дисциплин естественнонаучного цикла
Количество страниц в статье 6
Форма участия: заочная/очная с докладом/ очная без доклада заочная

Тема доклада (при очной форме участия)

-

Дата

07.04.2021




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!