Шурина Наталья Аркадиевна, учитель информатики Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучской школы №10», г. Красный Луч
Адрес электронной почты: sanyshka-kl@mail.ru
Методическая разработка учителя информатики «педагогическое мастерство учителя»
Аннотация
Данная тема рассматривается более подробно в 7 классе при изучении темы «Файловая система». В старших 10-11 классах по новой программе она повторяется в качестве повторения. Обучаемся необходимо знак структуру компьютера и программного обеспечения. Изучение данной темы необходимо в программе учебного процесса. Развивая свое педагогическое мастерство, делюсь своим опытом с другими коллегами и молодыми специалистами.
Ключевые слова: цикл, параметры цикла, «цикл-до», «цикл-пока», цикл с параметром.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных тем изучения информатики является «Файловая система». Тема актуальна и необходимая. По новой программе на её изучение дается только 5 часов в 7 классе, в 10-11 классах либо вообще не говорится, либо упоминается вскользь. Все темы рассматриваются на наших уроках в виде основных понятий. Основа закладывается в 3 классе в виде понятий «файлы» и «папки».
Все эти понятия дети в принципе понимают и запоминают, но в конце своего обучения не могут сказать ни одного точного определения, ни записать шаблон, по которому можно найти файл. Только единицы учащихся могут ориентироваться в данной теме. Считаю, что это связано с малым количеством часов изучения темы в школьном курсе информатики.
Актуальностью изучения данной темы является:
– структурированное размещение информации в памяти компьютера с развитием познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Основные задачи изучаемой темы:
освоение знаний файловой системы и структуры, технологиях размещения файлов и папок в памяти компьютера;
– овладевать умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
– формирование умений формализации и структурирования информации, овладение учащимися способами представления данных в соответствии с поставленной задачей – работой с программой Проводник;
– формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
На мой взгляд, для решения данной проблемы хотелось больше практики. Этим хочу с вами поделиться. Определений, что такое файловая система можно дать несколько понятий: научных, инженерных, доступных, простых для понимания. Самое важное дети должны не только знать определения, но и понимать, что происходит в памяти компьютера с инженерной точки зрения.
Википедия дает следующее понятие.
NTFS (аббревиатура от англ. newtechnologyfilesystem — «файловая система новой технологии») — стандартная файловая система для семейства операционных систем Windows NT фирмы Microsoft.
NTFS поддерживает хранение метаданных. С целью улучшения производительности, надёжности и эффективности использования дискового пространства для хранения информации о файлах в NTFS используются специализированные структуры данных. Информация о файлах хранится в главной файловой таблице — MasterFileTable (MFT). Для NTFS размер кластера по умолчанию составляет от 512 байт до 64 КБ в зависимости от размера тома и версии ОС.
Одно из самых простых понятий:
файловая система – это часть операционной системы, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.
Как показывает практика, учащиеся свободно ориентируются в программе Проводник, по нахождению и размещению файлов, но построить самостоятельно дерево каталогов – это уже проблема. В свое практике использую такой прием.
Пример. Постройте дерево каталогов, полные имена всех файлов которого таковы:
C: \ doc1.txt
C: \ Base 1\ Sys\ pic1.sys
C: \ Base 1\ Sys\ pic2.sys
C: \ Base 1\ Sys\ pic.sys
C: \ Dogovorlo\ But\ pris.doc
C: \ Dogovorlo\ But\ pris.exe
C: \ Dogovorlo\ But\ pris.com
C: \ Dogovorlo\ demo.exe
C: \ Dogovorlo\ Tetris\ pris 1.dat
C: \ Dogovorlo\ Tetris\ pris2.dat
C: \ Dogovorlo\ Tetris\ pris3.dat
C: \ Dogovorlo\ Tetris\ pris4.dat
C: \ Edit\ Hictures7\krot.pic
C: \ Edit\ Hictures7\krot.sys
C: \ Edit\ Hictures8\krot.com
C: \ Edit\ Hictures8\krot.bat
Для закрепления работы с деревом каталогом можно предложить обратную схему. По предложенному построенному (начерченному) древу каталогов, написать абсолютный путь к файлу F12, F19; произвольный файл (записывается любое имя файла) находится в каталоге F20. Запишите полную спецификацию файла. Вопросов можно составить различное количество
Пример.
F17
Для выполнения комплексной практической работы можно составить до 10, до 20 различных вопросов по работе с файлами. Принцип заключается в следующем, загрузить ОС и поработать с рабочим столом. Создать различные виды файлов и папок, расположить по папкам файлы, переименовать их, скопировать или перетащить файлы в папку, папки перетащить в папки. Выполнить операции с папками или файлами по их раскрытию, свертыванию, закрытию, изменению их размера, расположению относительно рабочего стола: каскадом, по вертикали, горизонтали и т.д.
Нельзя забывать о работе с шаблонами, которые позволяют быстро находить различные файлы по разным параметром. Ссылаясь на опыт, могу сказать, что, к сожалению, не все учащиеся к концу старших классов могут работать с понятием шаблона (тема изучается в 7 классе). Cчитаю, что необходимо добавить по несколько часов в старших, 10-11 классах, для повторения данной темы. Учитель имеет право на определенный процент изменить календарное планирование, в зависимости от условий преподавания, или использовать резервные часы на свое усмотрение.
Для работы с ними использую следующие приемы: «найди лишний» - записываются имена файлов, нужно определить, какое из данных названий недопустимо.
Пример. a) edit.doc; б) but.txt; c) graphics.pas; г) k.txt.
Аналогично, выполняем примеры по работе с шаблонами. Для закрепления материала можно выполнить задание на соответствие: для данной группы файлов подобрать оптимальный шаблон. Записываются имена файлов и определенные шаблоны и сопоставляются между собой.
Учитывая развитие компьютерных технологий, предмет информатики постоянно обновляется. Программы усовершенствуются, технологии преподавания меняются с каждым годом.
В этом году перед учителями информатики в нашей республике поставили цель усовершенствовать приемы работы с программой Рower Point c использованием триггеров. Работая над данной тематикой, понимаешь, что возможности учителя на уроке расширяются с применением триггеров. Урок можно сделать более насыщенным и качественным. Например, разработала презентацию по «Файловой системе» для актуализации знаний, которая позволяет уточнить, на сколько, ребенок готов к работе на уроке или, на сколько, ему ещё необходимо подготовиться. Причем выводы ребенок делает самостоятельно при работе с данной презентацией, которая рассчитана на 4 минуты, что важно для самооценки учащегося.
Надеюсь, со временем будет разработана система в виде электронных пособий для учителей информатики по презентациям. В перспективе неплохо бы разработать подобные вещи по различным предметам для школ.
Список литературы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. /Информатика: учебник для 7 класса/– 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с.: ил.
Н. В. Морзе, О. В. Барна, В.П. Вембер, Е. Г. Кузминская. /Информатика: учебник для 5 класса/ – К.: УОВЦ «Орион», 2018. – 256 с.: ил.
В. В. Шакотько, Л. А. Черникова, И.Я. Ривкинд, Т. И. Лысенко/ Информатика. 6 класс/– К: Генеза, 2014. – 256 с.: ил.