СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Федорищевой Ю.Д. из сборника методических материалов Департамента образования мэрии города Новосибирска «Недели психологии в школе, как один из методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Из опыта работы».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений мною было внедрено ежегодное проведение в школе Недели психологии. Разработано положение, совместно с коллегой описан опыт данной работы в статье «Недели психологии в школе, как один из методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Из опыта работы».  Данная статья опубликована в Сборнике методических материалов  «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности: эффективные приемы, инновационные технологии и практики» Департамент образования мэрии города Новосибирска  МКУ ДПО «ГЦОиЗ» Магистр» 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Статья Федорищевой Ю.Д. из сборника методических материалов Департамента образования мэрии города Новосибирска «Недели психологии в школе, как один из методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Из опыта работы».»



Недели психологии в школе, как один из методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Из опыта работы.


Федорищева Юлия Дмитриевна

Педагог-психолог, НОО МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирск

[email protected]

Шандрак Юлия Владимировна

Педагог-психолог, ООО МБОУ СОШ № 65 г. Новосибирск

[email protected]

В статье представлен опыт работы психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках недели психологии в МБОУ СОШ № 65, города Новосибирска, а так же представлено краткое содержание направлений работы по каждому дню недели психологии на всех ступенях образования.

Ключевые слова: Буллинг, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, профилактика суицида, неделя психологии, эмоциональный интеллект, профилактика ПАВ.

На сегодняшний день, одной из основных проблем современных школьников является недопонимание между детьми и их родителями, между родителями и учителями, между учителями и детьми. Не все дети понимают, для чего в школе нужны психологи, а самое главное, чем они могут им помочь.

К сожалению, очень часто существует огромная дистанция между учителями и учениками. Все это порождает большие проблемы, как в сфере межличностного взаимодействия всех участников школьного процесса, так и в жизни самих учащихся.

Целью проведения недели психологии было улучшение психологического климата, в школе, сплочение детей, родителей и учителей, создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников учебного процесса.


Были определены следующие задачи:

1. Помочь в развитие навыков общения, саморегуляции, самораскрытия всех участников образовательного процесса.

2. Способствовать дальнейшему формированию навыков, как приобретенных, так и уже имеющихся конструктивного общения учеников со сверстниками и взрослыми.

3. Способствовать развитию познавательной активности учителей, учеников и родителей через разного вида коммуникации.

4. Выявить актуальные проблемы, которые волнуют школьников.

5. Повысить психологическую грамотность всех участников учебного процесса.

6. Дать инструменты родителям для конструктивного взаимодействия с детьми и педагогами.

Для организации данного мероприятия была создана рабочая группа, в лице администрации школы, педагогов-психологов и активных учеников 10-11 классов.

Педагогами-психологами были определены темы каждого дня и запланирован ряд мероприятий для всех классов школы.

Программа мероприятий недели психологии

1-й день. Мы любим жизнь! Профилактика суицида

2-й день. Мы вместе! Инклюзия. Дети ОВЗ.

3-й день. Мир без вредных привычек. Профилактика ПАВ

4-й день. День дружбы + наши эмоции. Профилактика буллинга.

5-й день Конференция для родителей. Подведение итогов «Недели психологии».

1-й день. Мы любим жизнь! Профилактика суицида.

  1. В первый день был проведён «Экран настроения» у всёх учащихся школы (1-11классы). С помощью цветовых индикаторов было определено с каким настроением дети пришли в школу.

В каждом классе преобладали желтый и зеленый цвета. Что означало состояния спокойствия и счастья. Иногда встречались грустное настроение детей и раздражение в некоторых классах (как правило в старших). В целом, по школе, преобладал позитивный настрой.

  1. Ученики старших классов провели урок рисования на тему: «Я люблю жизнь!» в первых и вторых классах. Затем старшеклассники делились эмоциями, насколько открыто и позитивно младшие школьники смотрят на жизнь.

  2. Учащиеся 3-5-х классов писали сочинения на тему: «Я люблю жизнь!».

  3. На параллелях 8-х, 9-х классов в рамках профилактики суицида ученикам был представлен проект учащейся 9 класса, по теме: «Суицид среди подростков». Данный проект был признан лучшим социальным проектом среди молодёжи Eventiada IPRA GWA в г. Москва в 2019 году.

Также детям были даны рекомендации, где брать силы и ресурсы, когда плохо. Тема была закреплена показом двумя социальными роликами: социальный ролик по профилактике суицида "Мурашки по коже" https://youtu.be/nVIC5ZNeCOs и жизнеутверждающий ролик #ЖИТЬ https://youtu.be/X__GJAvZ4_M

По окончанию занятия по залу был запущен флешмоб. Учащимся было задано три вопроса: Что нужно делать, когда плохо? Что нужно делать, когда больно? Что нужно делать, когда не знаешь, что нужно делать? И на все три вопроса дети сами отвечали хором: «ЖИТЬ!»

  1. Учащиеся 6-х, 7-х классов готовили фотозону #Ялюблюжизнь.

Было позитивно и жизнеутверждающе, т.к. все участники образовательного процесса рассматривали с интересом данную инсталляцию и делали на фоне нее селфи. Потом многие ребята сами выкладывали фото в группы нашей школы в соцсетях.

  1. Для учеников 10-11 классах был приглашён представитель церкви, отец Яков, который провёл беседу с учениками по теме: «Семья и брак».

2-й день. Мы вместе! Инклюзия. Дети ОВЗ.

Второй день недели психологии был посвящен теме «Дети с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовка к нему началась заранее. На коррекционно-развивающих занятиях детей ОВЗ с психологом были сделаны красочные поделки.

Был оформлен стенд в рекреации школы, под заголовком «МЫ ВМЕСТЕ!».

Учащиеся со статусом ОВЗ, по согласованию с родителями/законными представителями, были приглашены на школьный квест «Следопыт», который разрабатывали педагоги-психологи школы.

Участники квеста были поделены на равно возрастные команды. Каждая команда выбрала капитана и придумала название.

Квест начался с кинезиологической зарядки (Станция спортивная). Старшеклассники показывали детям упражнения на межполушарное взаимодействие, ученики с удовольствием повторяли за ними. Использовались упражнения «Ухо-нос», «Кулак, ребро, ладонь». Также ребята вместе выполнили упражнения «Колечко» и «Змейка».

Подвигавшись и настроившись на бодрый лад, дети отправились в путешествие по школе.

Было составлено 15 вопросов, которые распределили по разным станциям.

Познавательная станция – общие вопросы про школу. Здесь детям нужно было учиться добывать информацию у взрослых. Например, нужно было узнать, сколько лет директор работает в школе. Или сколько ступеней у центральной школьной лестницы. Или сколько всего завучей работает в школе.

Полезная станция – здесь дети должны были узнать любимое блюдо заведующей столовой, или узнать полное ФИО медицинского работника. Также посчитать столы и стулья в школьной столовой.

Станция психологическая – посчитать цветы в кабинетах психологов, найти кто или что изображено на календаре в кабинетах психологов, узнать какие предметы преподают психологи.

Станция творческая – здесь ребят ждало двуручное рисование. Задачей детей было дорисовать вторую половинку симметричной бабочки и закрасить рисунок двумя руками одновременно.

Все учащиеся активно справлялись с заданиями. По завершению квеста все участники мероприятия были награждены Похвальным листом за активное участие. Считаем, что данная игра позволила детям показать себя, сплотиться, проявить коммуникацию и находчивость, получить заряд положительных эмоций.

На коррекционно-развивающих занятиях с детьми мы активно используем упражнения из области нейропсихологии. В начальном звене многие кинезиологические упражнения выполняются детьми ОВЗ на балансире. Имеется дорожка следов, карточки для двуручных упражнений и раскрашивания, кинетические мячи, мешочки. Считаем нейропсихологию большим подспорьем в работе психолога, дающим хорошие результаты в работе с детьми.

3-й день. Мир без вредных привычек. Профилактика ПАВ

  1. Для учеников 1-х, 2-х классов было дано задание детям дома с родителями подготовить рисунки на тему «Город будущего без вредных привычек». После чего в рекреации начальной школы была оформлена выставка работ.

  2. На параллелях 3-х, 7-х классов было проведено спортивное мероприятие «Здоровье – это модно!».

  3. Для учащихся 8-х, 9-х классов были проведены лекции-беседы с детьми главным наркологом Кировского района и представителем наркоконтроля. В беседах были освещены темы последствий употребления курительных смесей, наркотиков, алкоголя, спайсов. А также правовые аспекты, ответственность за употребление ПАВ.

4-й день. День дружбы + наши эмоции. Профилактика буллинга

  1. В первых классах страшеклассниками были проведены уроки дружбы. Была подготовлена большая презентация со сказкой. Слушая которую, учащиеся смогли обсудить важные человеческие качества. Понять, что мешает дружбе, а что, наоборот, ее делает крепкой.

  2. На параллелях 2-х - 4–х классов классными руководителями, по инструкции педагогов-психологов были проведены уроки на тему: «Профилактика буллинга». Так же для этих классов нашими помощниками было подготовлено «Дерево дружбы» (ствол) для которого учащимся нужно было оформить крону из ладошек. Дети рисовали, обводили, вырезали и клеили свои ладошки на деревья, на которых они писали, какие важные качества нужны для дружбы, или пожелания другу. В холле школы у нас красуется настоящая «Аллея дружбы» - разноцветные яркие позитивные деревья, на листочках-ладошках которых описаны важные вещи про настоящую дружбу.

  3. Для учеников 5-х – 8-х классов по инструкции педагогов-психологов был проведён урок на тему: «Наши эмоции». Дети показали нам, что они готовы к диалогу со взрослыми. Они умеют анализировать свое поведение и хотят, чтобы их услышали.

  4. Дети 9-х классов писали сочинение на тему: «Сопереживание». Целью было: привить детям способность думать о чувствах других. Большинство учащихся описали, как когда-то кого-то пожалели.

Считаем, данный самоанализ способен формировать нравственные качества учеников, способности проявлять эмпатию к людям.

5-й день Конференция для родителей. Подведение итогов «Недели психологии».

Подведение итогов недели психологии был проведён в субботу для родителей/законных представителей.

Родителям был показан фотоотчет и доклад о прошедших мероприятиях за всю неделю психологии.

В этот день были запланированы семинары проводимые педагогами-психологами школы по темам: «Суицид среди подростков», «Стоп, угроза», «Развитие эмоцианального интеллекта».

Обсудили безопасность детей в интернете и с чужими людьми. Просвещали родителей/законных представителей, как вести себя, чтобы дети делились информацией. Как обсуждать эмоции, принимать и понимать состояния других. Как проживать негативные эмоции безопасно.

Для нас было лучшим результатом то что, родители/законные представители долго не хотели уходить, задавали вопросы, касаемо воспитания детей. Поступили предложения систематически проводить родительские клубы для среднего звена школы.

В начальной школе в течение года работает родительский клуб «Мы вместе!».

Можно с уверенностью сказать, что цели и задачи недели психологии достигнуты.

Дети осознанно говорили, что теперь поняли, что можно обсудить с психологом волнующие их темы.

Наши помощники старшеклассники делились, что получили колоссальный опыт ведения уроков в начальной школе. Некоторые стеснялись выступать перед аудиторией, а после уроков дружбы им уже не так страшно.

Учащиеся разных классов отслеживали, чтобы именно их рисунки попали на выставку. Признание успеха каждого ребенка, что может быть важнее!?

Изменила ли эта неделя детей? Помогут ли рекомендованные инструменты родителям? Готовы ли педагоги пересмотреть свои взгляды на стиль общения с современными детьми? Хочется надеяться, что да. Нам это мероприятие принесло большой опыт. Мы сделали выводы, что дети гораздо охотнее идут на контакт, чем взрослые. Дети хотят быть услышанными.

В будущем планируется ежегодное проведение общешкольной недели психологии. Считаем, что данная форма взаимодействия способствует гармоничному сотрудничеству, мягкой коррекции и глубокой саморефлексии всех участников образовательных отношений.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!