СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Философия религии в XXI веке: традиционализм и попытки обновления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Философия религии в XXI веке: традиционализм и попытки обновления»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В XXI ВЕКЕ: ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ПОПЫТКИ ОБНОВЛЕНИЯ

Гнатюк Марина Владимировна,

Преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум»

РФ, г. Бодайбо

E-mail [email protected]

По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею философия принадлежат к традиционалистскому, догматическому типу сознания. Это не в коей мере, не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая устремления религиозного сознания той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценностными представлениями, философы православия, католичества, протестантизма, ислама и других вероисповеданий могут стать влиятельными мыслителями- примером могут служить Августин и Фома Аквинский.

Но, быть может, это относятся только к эпохам, когда религия была доминирующей идейной силой? Отнюдь нет. И в XXI веке к «классикам» немарксистской философии относят немало представителей религиозной мысли. Это и уже известные нам католические философы Ж.Маритен, Э.Жильсон, Г.Марсель, Тейяр де Шарден, философ иудаизма Мартин Бубер ( 1878-1965), протестантские авторы Карл Барт (1886-1968), Пауль Тиллих (1886-1965). В исламском мире хорошо известны имена Джемала- ад- Дина ал- Авгани (1839-1909), поэта и философа Мухаммеда Икбала (1877\77-1938). И конечно, нужно добавить имена русских религиозных философов конца XIX- первой половины XX столетия В. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, С. Франка и многих других. В чем же источник немалого влияния современную мысль XXI века религиозной философии? Вопрос весьма непростой. Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений( в христианской религии- церквей) с их широкой и разнообразной идейной деятельностью. И в наши дни существует достаточно явная связь между социально- экономическим, политическим положением, интересами этих организаций и общефилософскими ориентациями, а также переориентациями тех, кто представляет официальную религиозную идеологию. Каковы же те главные принципы и ориентации, которые религиозная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление, а также переориентирование религиозной философской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов важнейшим аспектом- пониманием задач, предмета, главных проблем философии. В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теологии, учению о Боге), ибо считается, что вера, на которой царствует теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. Такой была установка Фомы Аквинского. Но и другие христианские вероисповедания, в общем, придерживались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве теологии над философией. Переориентация в этом пункте, в сущности, не является официальным пересмотром догмы. Но неортодоксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы обособляют философию от теологии и в своих философских занятиях далеко не всегда «оглядываются» на теологические установки. Соответственно этому трактуется и предмет философии. Традиционная ориентация, которой придерживается и сегодня официальная религиозная философия, это теоцентризм. Все, что говорится о мире, и человеке, все этические проблемы должны быть, согласно этой догме. Сконцентрированы вокруг проблемы Бога, доказательства его существования, его мудрости, вокруг идеи божественного блага. На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия Бога. Правда, в наши дни, в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если Бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? На этом основании иные новаторы в самой религии предполагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии. Однако большинство религиозных мыслителей с такими радикальными предложениями не соглашаются. Они исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования Бога и опровергать аргументы атеистов относительно его несуществования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми. Не следует упрощать дело и думать, будто вследствие этого современная христианская философия во всех случаях оказывается простым повтором ее классических, то есть средневековых образцов. Такие подходы тоже существуют. Но как раз наиболее известные религиозные мыслители наших дней- те, кто полагают, что путь к принятию существования Бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог, забот современного человечества. Рассуждения наиболее крупных представителей религиозной философии нам все эти темы отнюдь не беспочвенны и порою проникнуты глубоким критицизмом, искренним беспокойством о судьбе человека и мира. Но какими бы ни были их оправданные критические суждения, все же главная цель остается прежней – утвердить догму о существовании Бога. Традиционализм религиозной философии отчетливо проявляется не только в том, что доказательства бытия Бога, как и много веков назад, ставятся в центр философии- и по существу покрывают философскую проблему бытия. В еще большей степени традиционализм сказывается в том, что за основу принимаются те традиционные доказательства бытия Бога, которые обосновали для неотомистов Фома Аквинский, для неоавгустинистов- Августин, для протестантов- Лютер, Кальвин, Меланхтон и другие богословы. Покажем это на примере отношения неотомистов к соответствующим разделам наследия их идейного вдохновителя Фомы Аквинского. По содержанию «доказательства» бытия Бога у Фомы сведены к пяти главным доводам[1,стр.339], которые изложены им в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников».

1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти, заявляет Фома, к «перводвигателю», то есть к Богу. 2. Сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» - Бог.

3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире, должно управляться, заявляет Фома Аквинский, абсолютной необходимой причиной, то есть Богом.

4. Для измерения ступеней совершенства( красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог.

5. Все существующее в мире, обладает какой- то степенью целесообразности. А значит должна существовать последняя и главная цель – Бог/

Проблема человека занимала заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои философские системы раздел о человеке. Вместе с тем догматически установленная религиозной идеологией иерархия ценностей ( запечатленная в различных «священных» текстах и документах церквей, например христианских) никогда не отводила человеку первое место. Теологи и философы христианства издавна объявляли его проблемой второстепенной по сравнению с вопросами о Боге, его существовании, богопознании. Что касается неотомизма наших дней, то в нем тенденции антропологизации получили довольно широкое распространение. Антропологическая линия религиозной философии покоится отчасти на тех формах, которые зародились в первой половине прошлого века, а сейчас уже стали своего рода «классикой». Если в свое время антропологические учения М. Шелера, Ж. Маритена, Г. Марселя, П.Тиллиха, Э. Мунье, Тейяра де Шардена принимались с ортодоксами с опаской, а то и просто осуждались, то сегодня многие идеи названных философов широко используются сторонниками «антропологического поворота» внутри религиозной мысли и вне ее. Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая вопрос о человеке, к проблеме Бога, то религиозная философская антропология в наше время, как мы видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к Богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная. Происходят перемены и в том, как именно анализируется вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам стиль обращения религиозных мыслителей к человеку.

[1,стр.339]Введение в философию в 2 частях, Политиздат, 1989 г.



Современная религиозная философия как органическая связь мировой философии находится в становлении, в пути, в быстром диалектическом изменении, приносящем новые и неожиданные результаты и выводы.

Список литературы:

  1. Введение в философию в 2 частях, Политиздат, Москва, 1989 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!