СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Фольклор народов севера. Ненецкие загадки.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Фольклор народов севера. Ненецкие загадки.»»







Статья «Фольклор народов севера. Ненецкие загадки.»

Ямзина Елена Фёдоровна




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

Глава 1. Анализ литературных источников……………………………………..3

1.1. История появления загадки и их строение……………...…………4-6

1.2. Ненецкий фольклор………………………………………..………. 7-8

1.3. Загадки ненецкого народа………………………………….……...9-10

Глава 2. Практическое исследование…………………………………………11

2.1. Характеристика базы исследования………………………………..11

2.2. Результаты проводимого исследования…………………………11-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………18-19



















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Главной и важной проблемой для народов Сибири и Севера на современном этапе развития общества считается сохранение культурных национальных особенностей и традиций.

К ним непосредственно относятся: фольклор, быт, язык, национальная одежда, традиционные виды хозяйственной деятельности, а также социальная организация и множество других особенностей. Для жизни этноса, особое значение имеет фольклор. [3]

Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее обитателях и структуре. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Однако, без авторов, народные сказки и песни, загадки, пословицы и поговорки не могли сами собой складываться.

К жанрам фольклора, которые возникали в глубокой древности, относится также и загадки. Ненецкие загадки представляют собой большую ценность, как образцы словесного искусства народа. Ненецкие загадки – это загадки о прошлом, растительном и животном мире, явлениях природы, хозяйственной деятельности. [5]

Цель курсовой работы – изучить ненецкие загадки.

Объект исследования: изучение литературы по теме курсовой работы.

Предмет исследования: ненецкие загадки.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме курсовой работы.

2. Сформировать элементарные представления о фольклоре.

3. Проанализировать ненецкие загадки.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный.

Гипотеза исследования: изучение загадок ненецкого народа позволит эффективнее усвоить программный материал по устному народному творчеству и повысить качество знаний.



Глава 1. Анализ литературных источников



1.1. История появления загадки и их строение

Для того, чтобы понять, что такое ненецкие загадки, необходимо рассмотреть само понятие «загадка».

Слово «загадка» происходит из древности. Слово «гадать», в древнерусском языке, означало «размышлять», «думать». Именно отсюда и произошло понятие «загадка». В самой загадке дается описание, какого либо предмета или предметного явления, для узнавания которого необходимо немалое размышление. Загадки применяли в испытаниях мудрости, в сказках, жизни. Немного позже загадка перешла в мир детства. Само разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка удивляет и радует.

Загадка – это интересный, особый, веселый мир. При всей сложности загадок, их отгадывание – это такая игра, которая рассчитана на шуточное настроение, веселье, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки были распространены еще в глубокой древности.

Загадка – это выражение или изображение, которое нуждается в истолковании, разгадке. У разных народов загадки называются по-разному.

По мнению Аникина В.П., загадка – это мудреный вопрос, который подается в форме краткого, замысловатого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо явления или предмета. [1]

Загадка непосредственно развивает у человека сообразительность, догадливость. В самих загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: явлений, предметов, животных, людей, растений. Загадки, в отличие от других жанров фольклора, поэтизируют конкретные и обыкновенные, но необходимые и близкие человеку вещи из реальной действительности. В большинстве загадок, их основой служит метафора, то есть перенесение значения по сходству.

Теперь же непосредственно перейдем к ненецкому народу.

До сих пор культура, обычаи и жизнь ненцев, которые являются представителями коренных северных народов населяющих Ямал, остается загадкой, так как настоящее и прошлое этого малочисленного народа овеяно большим количеством мифов, легенд и противоречивых научных исследований, что можно с точностью сказать: в них предстоит еще очень долго разбираться. [4, 10]

Ненцы, проживающие на Ямале, - это явление самобытное. Их особенности бытового обустройства, хозяйствования, а также культурных традиций, занимают важное и особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызвать восхищения и устное народное творчество ненцев, которое уходит своими корнями в глубокую древность. Фольклорное наследие, которое сохранилось до наших времен, поражает своей смысловой глубокой нагрузкой и остроумием. Оно отражает социально-исторический многовековой опыт народа, а также его меткий ум и самое главное, что с его помощью можно намного лучше узнать данный народ.

Тематика большинства загадок, поговорок и пословиц связана с бытом ненцев, растительным и животным миром, природой. Фольклорное наследие ненцев имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения, так как при помощи загадок, примет и пословиц дети непосредственно знакомятся с окружающим миром, учатся у взрослых практической жизни.

Очень просто и легко убедиться в необыкновенности ненецкого фольклора, а также в его непохожести на устное народное творчество других народов. Для этого достаточно лишь познакомиться с ненецкими приметами, загадками, пословицами и поговорками. [5]

В загадках применяются различные художественные средства:

- противопоставление;

- сравнение;

- гипербола;

- отрицание;

- эпитет. [2]

Однако, чаще всего, душой загадки считается метафора. Метафора дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких явлений, предметов, действий. Сама метафора загадок парадоксальна, необычна, фантастична. Она взрывает устоявшееся представление о мире, непосредственно привлекает к себе внимание. Разве же может быть существо без ног, без рук и при этом рисовало? Может. И это – мороз.

При помощи владения внутренними механизмами построения различных загадок, педагог может непосредственно обучать детей отгадывать их:

- понимать содержание загадок;

- искать наиболее оптимальные пути решения;

- приемы отгадывания;

- доказывать и объяснять правильность самой отгадки;

- учить детей самим придумывать загадки. [8]

Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Существует алгоритм поиска отгадки.

1. Необходимо определить, что и где требуется искать.

2. Определить и объединить возможные признаки.

3. Предположить вариант отгадки.

4. Доказать непосредственно правильность отгадки. [2]















1.2. Ненецкий фольклор

До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.

Ненцы, проживающие на Ямале, - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.

Фольклор – это памятник устного народного творчества. Именно в нем отображаются самые важные для науки сведения о материальной и духовной культуре, быте и общественном устройстве ненецкой народности в далеком прошлом, которые незасвидетельствованные письменными источниками. [5]

Фольклор ненцев – это крайне важная составляющая часть культуры самого крупного этноса среди малочисленных коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Народное творчество ненцев – это неотъемлемая часть всемирного культурного фонда – разнообразно, жанрово и тематически богато.

По своей сути, фольклор, - это кладезь мудрости, который раскрывает, целую эпоху истории данного народа. Истинные хранители ненецких загадок считаются представители старшего поколения, относящиеся к фольклору как к части своей души, считают драгоценным сокровищем и почитают его как святыню. [11]

Фольклор – это народное творчество, зачастую устное; коллективная художественная творческая деятельность народа, которая отражает его идеалы, жизнь, а также воззрения; бытующие в народных массах и создаваемые народом.

Фольклорное наследие, которое сохранилось до наших дней, поражает своей глубокой смысловой нагрузкой и меткостью. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, а также его меткий ум и самое главное при помощи него можно лучше узнать народ. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром. Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых. В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими загадками, пословицами, поговорками и приметами. [6]

1.3. Загадки ненецкого народа

Загадки у ненцев – это загадки о флоре и фауне, окружающем мире, неживой и живой природе, предметах быта народа, орудиях производства.

Предметами загадок об окружающем мире являются светила, небо. Метафоры и образы, народ брал из явлений и предметов, с которыми он непосредственно постоянно соприкасался в повседневной жизни. Это первая группа загадок.

Можно привести такой пример загадки: «Сидя ты пэртя илева’ ямбан’ тыди’ ма”ла я”амӈаха’». (Хаер”, иры, нумгы”). «Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей».

Ответ на загадку: солнце, луна, звезды. [12]

В ненецком фольклоре очень много различных загадок о животных. Это о куропатке, лисице, белке, песце, зайце, а также об олене (его шерсти, рогах, копытах, ушах, голове, хвосте и желудке).

Пример: «Двуногий не двигает, четырёхногий двигает».

Ответ на загадку: уши оленей.

Растительный мир тундры также содержит много загадок. К ним относятся загадки о ягодах, траве, грибах.

Загадка: «Сквозь землю пролез, русскую шапку надел».

Ответ на загадку: гриб.

Непосредственно ко второй группе загадок относятся загадки о человеке (его одежде, частях тела, предметах личного обихода). Довольно часто к ним относят: иголка, малица, наперсток, бокари, трубка.

Загадка: «Сухое озеро с травянистыми берегами».

Ответ на загадку: глаза.

К третьей группе загадок относятся предметы домашнего обихода. Это части шума: нюки, шесты, перекладины, очаг. Для них метафорические образы берутся из окружающей природы.

Загадка: «Черные тучи, белые тучи уходят вплавь».

Ответ на загадку: поднимаются поднючья и нюки, когда ставят. [9]

В четвертую группу входят быт и уклад жизни ненцев. Сюда относят: ружье, лук, сеть, невод, топор, капкан. К данной группе загадок относят оленеводческий быт.

Загадка: «Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут».

Ответ на загадку: невод.

К пятой группе загадок относят новые предметы, которые не так давно вошли в быт народа.

Загадка: «По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит».

Ответ на загадку: мяч.

Загадки являются одним из древних жанров устного народного творчества. Ненецкие загадки по своей форме разнообразны. В основном, это короткий рассказ, описание. В основе загадки очень кратки (лаконичны) и состоят из 1—2 слов. [4, 7]





Глава 2. Практическое исследование

2.1. Характеристика базы исследования

Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе МОУ Школа с.Белоярск

Данное учебное заведение расположено по адресу: 629636, ЯНАО, Приуральский район, с.Белоярск, ул.Новая д.14

Адрес сайта: http://edu-beloyarsk.ru/

В практической части работы с учащимися были рассмотрены ненецкие загадки из следующих групп: растительный и животный мир, предметы домашнего обихода, человек, окружающий мир, новые загадки.



2.2. Результаты проводимого исследования

В ходе занятия участие принимали 21 обучающийся (12 девочек и 9 мальчиков).

В начале, ознакомились с загадками группы животного и растительного мира.

Загадки:

1) Долго сидит у проруби, инеем покрылся (хвост оленя).

2) Зимой и летом, как ягель (волк).

3) Никакой богатырь бросить не может (шерсть оленя).

4) На конце холма чернеет уголек (песец).

5) Летом серая, а зимой белая (куропатка).

6) Летом, красным сукном одета, на ножке стоит (морошка).

7) Луч света сквозь стену проходит (сук дерева).

8) Десять черных бусинок на одной веточке висят (черника).

С отгадками на данные загадки справились 60% обучающихся, 40% не отгадали. Результат представлен на рисунке 2.2.1.

Рис.2.2.1. Результаты данных первой группы ненецких загадок



Следующая группа загадок – человек.

1) Речку тальником перегородил (ресницы).

2) Косточки – рубите, досочка – вытаскивай (зубы, язык).

3) На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты (уши).

4) Десять братьев – один корень (пальцы рук).

5) В безбрежном море дощечка плавает (язык).

6) У меховой кочки семь дырок (голова).

7) На концах пяти мысов опрокинуты костяные чашки (ногти).

8) Из норки лисичка выползает (насморк).

9) Быстрее всех летит, быстрее всех делает (ум).

10) Когда пришла, когда ушла – ее не видно, ее не слышно (мысль).

С ответами на данные загадки справилось лишь 20% обучающихся, не справились – 80%.

Результаты показаны ниже на рисунке 2.2.2.

Рис.2.2.2. Результаты данных второй группы ненецких загадок

Следующая группа загадок – предметы домашнего обихода.

Загадки:

1) Стоит толстяк: пояс железный, живот деревянный, а в животе – соленая рыба (бочка).

2) Хвост железный, голова костяная (нож).

3) В железном домике голый остяк пляшет (огонь).

4) Маленькая лошадушка тащит воз сена (чайник).

5) Ног нет, рук нет, а в рубашке (подушка).

6) Четыре девушки одним платком покрыты (стол).

7) Еда её по углам губ сыплется (пила).

8) У старухи нос рябой (наперсток).

9) В лесу молится, дома на боку лежит (топор).

10) Злые языки я вылечиваю (огонь).

С ответами на данные загадки справилось 70% обучающихся, не справились – 30%.

Результаты показаны ниже на рисунке 2.2.3.

Рис.2.2.3. Результаты данных третьей группы ненецких загадок



Следующая группа загадок – окружающий мир.

Загадки:

1) Луна зимой ягушку надела (пурга).

2) Шкура большого быка вся в дырочках (звезды).

3) В безбрежном море щепка плавает (луна).

4) С летним солнцем поссорится – облегченье принесёт. С зимним морозом подружится - беды наделает (ветер).

5) С крикуном – кричит, с молчаливым - молчит, а самого не увидишь (эхо).

6) Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет (снег).

7) Без корня растёт (камень).

8) От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – растут и плачут (сосульки).

9) Идёт, идёт, до берега дойдёт – исчезнет (волна).

10) Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает (туман).

С ответами на данные загадки справилось 40% обучающихся, не справились – 60%.

Результаты показаны ниже на рисунке 2.2.4.

Рис.2.2.4. Результаты данных четвертой группы ненецких загадок

Следующая группа загадок – новые загадки.

Загадки:

1) По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит (мяч).

2) Без огня горит (электрическая лампочка).

3) Маленький, беленький по лесу скачет, на мягком снегу следочек остаётся (зайчик).

4) Маленькая собачка не лает, не кусает, никого не пускает (замок).

С ответами на данные загадки справилось 20% обучающихся, не справились – 80%.

Результаты показаны ниже на рисунке 2.2.5.

Рис.2.2.5. Результаты данных пятой группы ненецких загадок



Таким образом, исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что у обучающихся низкие знания по фольклору ненецкого народа. Однако, обучающиеся проявляли активность и заинтересованность в проведении данного исследования и изучения научного материала.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленных задач курсовой работы, можно сделать соответствующие выводы:

1. Изучила научно-методическую литературу по теме курсовой работы.

2. Сформировала элементарные представления о фольклоре.

3. Проанализировала ненецкие загадки.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение нравы и быт народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, которое создано человеком при помощи слов. Множество фольклористов отмечают, что загадки высокопоэтичны, умны, а также нравственны. Не стоит пренебрегать забавной и милой, а также важной частью умственного развития, как загадка.

В наше время загадка также не утратила свою ценность. Крайне велика роль загадки в начальной школе и роль учителя, который непосредственно должен раскрыть богатства данного жанра, научиться вдумываться в каждое слово загадки, чтобы постичь разгадку, а также умения самим составлять загадки. Все это обогащает словарь учащихся, учит меткости, точности, образности языка. Помимо этого, загадка учит сопоставлять, сравнивать, рассуждать, а также наблюдать непосредственно за тем, что тебя вокруг окружает.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Валейская Н.В., Тибарей С.В. Ненецкие загадки. М.: Просвещение, 2014. – 35 с.

2 Пантюхина Н.А. Урок литературного чтения. Ненецкие загадки. М.: Начальная школа, 2015. – 21-24 с.

3 Панюков А.В. Фольклор ненцев. М.: Просвещение, 2014. – 495 с.

4 Пушкарева Е.Т. Картина мира в фольклоре ненцев. Екатеринбург: Баско, 2015. – 246 с.

5 Сусой Е.Г. Ненецкая литература. М.: Просвещение, 2015. – 125 с.

6 Талеева В.А. Сборник ненецких загадок. М.: Просвещение, 2015. – 104 с.

7 Тибарей С.В. Ненецкие загадки. М.: Просвещение, 2014. – 48 с.

8 Тибарей С.В. Сборник ненецких загадок. М.: Просвещение, 2014– 69 с.

9 http://gcbs.ru/cbs/pub/Folklor_O_Yamale/Zagadki.html#zag

10 http://rufolklor.narod.ru/o_zag.htm

11 https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/23/referat-na-temu-mir-folklornogo-zhanra-zagadki

12 http://www.openclass.ru/node/198728























Приложение 1



Ненецкий народ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!