СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ОТ МАЛЕНЬКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ К БОЛЬШИМ ОТКРЫТИЯМ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья демонстрирует апробацию интеллектуальной игры по математике, которую можно применить для формирования базовых исследовательских действий у учеников 1 класса. Содержание статьи познакомит с признаками  исследовательских заданий, раскроет особенности и методические рекомендации для организации игры, позволяющие конструировать собственные математические исследовательские задания на основе принципов системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ОТ МАЛЕНЬКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ К БОЛЬШИМ ОТКРЫТИЯМ"»

Ефименко Марина Сергеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

Им. М. Горького», студент 3 курса

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Вахромеева Т.А.



ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ОТ МАЛЕНЬКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ К БОЛЬШИМ ОТКРЫТИЯМ»

Аннотация: данная статья демонстрирует апробацию интеллектуальной игры по математике, которую можно применить для формирования базовых исследовательских действий у учеников 1 класса. Содержание статьи познакомит с признаками исследовательских заданий, раскроет особенности и методические рекомендации для организации игры, позволяющие конструировать собственные математические исследовательские задания на основе принципов системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Ключевые слова: интеллектуальная игра, базовые исследовательские действия, развивающее обучение.

1 сентября 2022 года вступил в действие обновленный Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В данном документе появились значительные изменения требований к результатам освоения данной программы. Обновлены требования к познавательным универсальным действиям. Отдельно выделена новая группа результатов - базовые исследовательские действия [1, с. 34]. Таким образом, на всех уроках, включая математику, должны формироваться базовые исследовательские действия. Однако стандарт принят и реализуется учителями первых классов с этого года, а содержание учебников осталось неизменным. Учитель вынужден сам подбирать, конструировать задания для формирования базовых исследовательских действий у учеников: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования) и тд.

В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова уже закладываются основные принципы, которые и позволяют формировать базовые исследовательские действия, начиная с первого класса. А. Б. Воронцов и Е. В. Чудинова писали: «основное содержание развития в процессе школьного обучения состоит в превращении ребенка в субъект учения» [2, с. 17] и «эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания» [2, с. 64]. Освоение способов действий в данной системе не происходит через информацию в готовом виде. Ученики ведут поисково-исследовательскую деятельность, чтобы найти тот самый подходящий и эффективный способ, а для этого необходимо относиться критически к любой информации. По мнению А. Б. Воронцова и Е. В. Чудиновой: «такие дети к концу начальной школы способны самостоятельно ощутить границу своих знаний и осуществить осознанный выход за ее пределы» [2, с. 68]. Также хочется добавить, по словам Э. И. Александровой: «учебно-исследовательские задачи (задания) – задачи, задания, в которых ученик открывает новый для себя способ, осуществляет пробы, являются учебно-исследовательскими». Умение выдвигать предположение, искать, анализировать, делать выводы - это и есть исследовательские действия.

В данной работе особое внимание мы бы хотели уделить интеллектуальной игре, являющейся одной из форм организации образовательного процесса и формой организации игры, направленной на формирование базовых исследовательских действий. Интеллектуальная игра - это коллективное выполнение заданий. Она развивает теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций. Интеллектуальная игра делает образовательный процесс для школьника ярким и запоминающимся, так как может нести определенный сюжет, соревновательность и самое главное мотивацию для учеников выполнить большее количество заданий и одержать победу. Созданная нами интеллектуальная игра уникальна своими исследовательскими заданиями. Интеллектуальную игру мы назвали «От маленького исследования - к большим открытиям». Название отражает значимость формирования основных исследовательских действий, что является одним из требований ФГОС НОО. Сюжет игры знакомит школьников с учеными, работающими в разных областях знаний: географы, астрономы, археологи, химики, а также формирует представление о значимости данных профессий. Освоение исследовательских действий начинается с решения задач, способ которых ученику нужно открыть самому. Ученики, как юные ученые, делают новые открытия для себя, в коллективно-распределенной деятельности.

Как и в любой игре, наша интеллектуальная игра имеет правила: на выполнение каждого задания отводится не более 7 минут, ученики могут использовать любые предметы из «лаборатории с оборудованием». Важным требованием к выполнению заданий является формулирование предположений (гипотез) учащимися, которые подтверждаются или опровергаются поиском, пробами и сравнением разных способов действий выполнения исследовательского задания.

При конструировании заданий мы опирались на авторскую программу по математике С.Ф. Горбова и В.В. Давыдова и основывались на два подходах. Первый подход предполагает выполнение заданий учениками руками, это некий прообраз опыта, который проводит исследователь. Второй подход предполагает отсутствие указаний в задании, каким способом должен действовать учащийся.

Представим вам некоторые задания из интеллектуальной игры «От маленького исследования - к большим открытиям» для учеников 1 класса.

Задание 1. Представьте, что вы юные археологи. Перед вами находки
– найденные отпечатки следов старинных животных (рис 1). Для того, чтобы их разместить в музее, расположите следы от самого короткого к самому протяженному. Определите гипотезу и докажите ее, продемонстрировав разные способы выполнения задания, определите самый точный способ.

Для реализации задания необходимо организовать образовательное пространство класса. Рекомендуем с помощью из соленого теста смоделировать следы данных животных (для правдоподобности можно в тесто заранее добавить красители) (рис 1). Данное задание предусматривает возможность выбора способа действия, где ученики подбирают наиболее подходящий предмет-помощник в «лаборатории с оборудованием» (бумага, различные ленты, шнурки), чтобы измерить и сравнить длину данный следов.

Рис 1. Модели найденных отпечатков следов старинных животных.

Апробирование данного задания показало, что, прежде всего, ученики искали на столе с оборудованием привычный предмет-линейку, но данного предмета не было на столе. Поэтому ученикам пришлось заниматься поиском и пробой других инструментов и способов выполнения задания. Чтобы выполнить данное задание школьники подбирают различные предметы-посредники, которые им могут помочь в сравнении и измерении. При апробации задания ученики смогли его выполнить с помощью посредника-ленты, которая показалась им подходящей по длине. Поиск такого подходящего посредника стал для учеников исследовательской задачей. Ученики, выполняя данное задание, показали свое владение способом сравнения и измерения предметов по длине, доказали эффективность этого способа. Хочется отметить формулировку данного задания, которая позволяет ученикам «представить», что именно они столкнулись с такой ситуацией, описанной в задании и погрузиться в её решение. При выполнении задания у учеников возникло несколько вариантов решения задачи, которые сравнивали между собой и выбирали тот, который удобный, эффективный. Таким образом, в процессе выполнения задания формировались базовые исследовательские действия: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения.

Продемонстрируем пример еще одного задания игры для учеников 1 класса: для проведения химических опытов необходимы сосуды с водой. В каком сосуде, по вашему мнению, поместиться воды больше? Определите гипотезу и докажите её, продемонстрировав разные способы выполнения задания, определите самый быстрый способ.

Важно для задания предоставить три разных сосуда (колбы, с которыми работают ученые-химики), которые ученики будут использовать как объект исследования. Данные сосуды должны быть на первый взгляд разной формы, но на самом деле одинакового объёма или наоборот, а ученикам уже предстоит с помощью применения разных способов исследовать, какой из сосудов поместит больше воды. Второе задание направлено не только на формирование исследовательских действий, но и на владение способами сравнения предметов по объёму. Данное математическое содержание осваивается в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в 1 классе. Для выполнения задания обучающимся предоставляются различные предметы, которые они могут использовать для выполнения задания (бумага, различные ленты, шнурки, коробки). Данные предметы находятся на том же столе, так называемым «Лаборатория с оборудованием». При апробации данного задания первоклассники продемонстрировали владение способом сравнения и измерения объёмов, они доказали это на основе своих практических действий. Помимо самых разных предметов, из которых им предстояло выбрать предмет-помощник для поиска способа, ученики из нескольких вариантов смогли выбрать подходящий сосуд для проведения опыта. У школьников также формировались базовые исследовательское действие, и это можно было увидеть через действия учеников, выполняющих данное задание: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения. Это можно было увидеть на моменте формулировки предположений учениками, которые они подтверждали или опровергали разными способами действия.

Задания интеллектуальной игры, которые были продемонстрированы в статье, не имеют указаний на способ действия, на конкретные понятия, они дают возможность подтверждать свои выводы практически, работая руками, что важно для учеников 1 класса. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи, перебор разных вариантов, организация «стола-помощника» с различными дидактическими материалами сосуды, нитки, веревочки, бумага, карандаши и т.д.). И самое главное, задания помогают формировать базовые исследовательские действия. А сам формат игры соответствует возрастным особенностям первоклассников.

Таким образом, мы полагаем, что если систематически использовать в работе данные задания, конструированные на основе особенностей, которые мы отразили выше, то к концу 4 класса у учеников мы сформируем базовые исследовательские действия на уроках математики.



Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, (дата обращения: 03.04.2023).

2. Воронцов А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова - М.: Издатель Рассказов А. И., 2004. - 304 с.

3. Давыдов. В.В. Авторская программа по математике В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева [Электронный ресурс] - URL: http://files.lbz.ru/authors/nsh/1/prog-davydov.pdf, (дата обращения 03.04.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!