СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование читательского интереса посредстом читательского дневника у учеников 3 класса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование читательского интереса посредстом читательского дневника у учеников 3 класса"»

Формирование читательского интереса посредстом читательского дневника у учеников 3 класса.

Лапунова Анна Сергеевна, студентка 3 курса

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Руководитель: Андреева Елена Александровна



В.А. Сухомлинский: «Чтобы научиться выразительно, бегло, сознательно читать, чтобы ученик думал о содержании того, что он читает, ему надо читать вслух не менее 200 часов в классе и дома: и читать тихо, про себя не менее двух тысяч часов в год».



Чтение – это главный источник получения знаний, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Необходимо понимать, что дети не рождаются с набором духовно-нравственных ценностей. Данные качества формируются с раннего детства. Главную роль в этом играет окружение ребёнка- семья, школа. Существует всем доступный источник формирования духовности- книга. Она помогает познавать и развивать в себе лучшие человеческие качества; обращается к читателям с нравственной борьбой добра и зла, с проблемами любви, справедливости, патриотизма.

Чтение главный «помощник» при воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, помогает познать мир и самого себя. Но в современном быстро меняющемся мире отношение к книге меняется. Поток информации с огромной силой обрушился на людей с телевизионных экранов, дисплеев компьютеров и телефонов. В наши дни, совсем необязательно читать для того чтобы все знать и быть в курсе новых достижений науки. Стоит лишь посмотреть в свои гаджеты.

Телефоном и компьютером ребёнок овладевает раньше, чем научится читать, в клавиатуре ориентируется гораздо лучше, чем в оглавлении книги. Литературный опыт детей ограничивается лишь текстами из «Букваря», а в дальнейшем – стремлениями изучить произведения учебной программы в сжатом виде.

Нельзя недооценить ту великую роль, которую представляет книга в духовном становлении личности человека. В особенности огромно ее значение в пору развития, формирования личности, т. е. в детстве. Книга, прочтенная в детские годы, зачастую оставляет в душе след, запоминается на всю дальнейшую жизнь. Конечно не секрет, что чтение неизменно рассматривали как орудие учения и обучения и как средство формирования в человеке человека.

Но как побудить интерес к чтению, как его формировать – одна из основных задач школы.

Сейчас сложно научить младших школьников технике чтения, но еще тяжелее сформировать читательский интерес. Умение складывать слова из букв и выразительно и быстро читать совсем не означает стать читателем.

Очевидно необходимо формировать умственные способности, эмоциональную чуткость, эстетические потребности и способности. Самое важное – образовать процесс так, чтобы чтение содействовало воспитанию личности, а формирующаяся личность чувствовала необходимость в чтении как источнике саморазвития.

В современном мире проблема формирования читательского интереса стоит в особенности актуально. Актуальность определена также тем, что чтение представляет существенную роль в развитии личности и моральном её воспитании, содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является еще и фактором формирования познавательной активности, а, следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося.

Именно в начале обучения закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет ли взгляд обучающегося к книге деятельным или инертным. Читательский интерес во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у детей анализируется не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.

Многие исследования показывают, что телевидение и компьютерные игры у современных детей стоят на первом месте. Однако, современные технические новинки не оказывают должного содействия формированию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

Тем не менее удивителен тот факт, что большинство современных детей уже в раннем возрасте (4 – 6 лет) овладевает чтением, но не изъявляют интереса к книге и, в дальнейшем, при обучении в школе интерес, за частую, не проявляется.

Это доказывает и опрос среди обучающихся 3 класса МАОУ «СШ №143». В результате применения методики опрошены 30 ребят, 13 девочек и 17 мальчиков в условной категории «старшего возраста» (8-10

лет).

К сожалению, результаты анкетирования показали, что обучающиеся не любят читать, а если и читают, то только то, что предусмотрено программой. Также многие не любят читать вслух, объясняя это тем, что другие будут смеяться.

Низкий читательский интерес– именно эта проблема очень актуальна на сегодняшний день. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем начального общего образования. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В связи с этим одной из главных задач учителя служит не только не только расширить круг чтения и привить обучающимся любовь к чтению, но и обеспечить восприятие литературного произведения, научить понимать текст, формулировать и выражать свою точку зрения. Собственно, поэтому воспитание у ребенка читательского интереса становится главной задачей начального образования в целом. В качестве возможной формы выполнения этой задачи учащимся предлагается вести читательский дневник, в котором читатель комментирует поступки героев, ведет диалог сам с собою по поводу прочитанного, формулирует вопросы, предлагая их в дальнейшем к обсуждению. Дневник способствует пониманию прочитанного текста и развивает способность к рефлексивной деятельности обучающегося. Читательский дневник отражает индивидуальный процесс актуализации художественного текста, фиксирует собственные «открытия» и мысли, и в конечном итоге помогает управлять деятельностью читателя. Читательский дневник имеет свою цель –научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь лучше запомнить и понять произведение. В начальной школе читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное.

Читательский дневник – это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал.

Цель ведения чительского дневника - организация внеклассного чтения младших школьников, формирующего правильный тип читательской деятельности.

Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-образовательного процесса, решить которую возможно в результате хорошо спланированного, целенаправленного процесса взаимодействия родителя- ученика- учителя.

Построение работы по внеклассному чтению учащихся помогает раскрыть все богатство мира художественной литературы. Большинство учащихся на сегодняшний день, к сожалению, практически не читают книги, ограничиваются изучением только произведений, входящих в школьную программу. Следовательно, задача учителя – расширить круг прочитанного, привить ребенку любовь к чтению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!