СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование и развитие личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни. Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование и развитие личности"»

Государственное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа-интернат №4».




Статья

"Формирование и развитие личности"




Автор: воспитатель

Бучельникова Людмила Васильевна



Личность – человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности осуществляется с первого года жизни. Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Великие мыслители пришли к выводу: самым важным отличием человека от животного является то, что он существо общественное или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться. Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, с их помощью овладевает речью.

К. Маркс писал: «Человек смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь, относясь к Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относится к себе, как к человеку»

Ступень №1. Личность - это: 5) индивид, сознательно управляющий своим поведением и деятельностью.Следуя учению психолога Г. Костюка, можно сказать что личностью становятся по мере того, как формируется у него сознание и самосознание, образуется система психических свойств, способность участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции. Человек может становиться личностью, и может перестать быть ею. Под личностью следует понимать социализированного индивида, учитывая черты, которые определяют его сознание и самосознание, жизненные установки, поведение и деятельность.

Ступень №2. Развитие личности - это: 1) становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизнедеятельности. Каждый человек живет в постоянно расширяющейся для него действительности. В начале сферу жизни для него составляет узкий круг окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его мир.

Ступень №3.Формирование личности - это: 1) целенаправленный процесс формирования у воспитанников необходимых качеств и убеждений. Формирование означает становление и приобретение совокупности устойчивых свойств, качеств и убеждений. Формировать, значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании личности первостепенное значение имеют социальные факторы, но при этом работают и биологические механизмы в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер.

Ступень №4.Государственным механизмом социализации личности являются культура.Включаясь в систему социальных отношений, личность усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает как субъект социальных отношений.

Ступень №5Факторы развития ребенка

1.Биологические

1. Наследственность.

2. Задатки.

3.Способности.

2.Социальные

1.Среда обитания: биологическая, социальная.

2.Политическое положение.

3.Географическое положение.

3.Педагогические.

1.Образование.

2.Воспитание.

3.Обучение.

4.Самовоспитание и саморазвитие.

4.Деятельность

1.Игровая.

2.Учебно-познавательная.

3.Творческая

4.Художественно-эстетическая.

5.Спортивная.

Ступень №6.Ситуация № 1.Классный руководитель смог распознать характер Вити К., его интересы и возможности. Ребенок, окрыленный доверием старшего, сделал все возможное и добился определенного успеха. Но только опытный педагог смог после тщательных наблюдений дать выполнимое поручение, после которого ребенку захотелось делать добрые дела со всеми и для всех. Результативность педагогического воздействия реализовалась по следующим закономерностям развития личности:

  1. Личность формируется в деятельности.

  2. Изменение личности воспитанника требует изменения отношения к ней.

  3. Личность развивается под влиянием социальной среды.

Практическая работа

а) влияние среды: "С кем поведешься, от того и наберешься", "С умным будешь умным, с дураком и сам будешь таким", "Если зайдешь в репейник, то репейника и наберешься".

Ребенок живет в обществе и его средой является его непосредственное окружение: его семья, коллектив, в котором он учится и воспитывается, друзья, с которыми он играет и общается. И от того, кто с ним рядом зависит многое в развитии личности ребенка. Но я считаю, что характер любого влияния среды зависит от богатства личности, от ее потребностей и стремлений.

б) роль наследственности: «Какое семя, такое и племя», «От осинки не родятся апельсинки», «От лося - лосята, от свиньи – поросята».

Наследственность оказывает мощное влияние на развитие ребенка. Я считаю, что свойство организма передаются от поколения к поколению, иначе говоряпроисходит воссоздание себе подобных. Тем не менее могу утверждать, что люди рождаются свободными от моральных ценностей, форм поведения и отношения к другим людям и каждый из нас развивается и формируется по своему. Поэтому можно утверждать, что ребенок развивается под влиянием обоих факторов- и наследственности и среды.

Ступень №7. Роль воспитания в развитии ребенка.

1.Каков ребенок в детской игре, таким он будет и во взрослом возрасте (А.Макаренко).Наблюдая за ребенком в игре часто можно заметить проявления характера, интереса, способностей и эмоций детей, т.е. в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей. Не все дети одинаково в игре проявляют самостоятельность, инициативность, организованность, умение работать творчески и в коллективе. Можно сказать, что ребенок пассивный постоянно в игре не будет активным членом общества, или ребенок, который имеет организаторские способности еще с детства, вполне может проявить себя на руководящей должности во взрослом возрасте.

2.Ум каждого ребенка лежит на кончиках пальцев. А это значит, что деятельность является одним из важнейших звеньев в формировании личности (В.Сухомлинский).Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности. В зависимости от того что ребенок делает, как делает, с кем делает, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания, набирается опыт. В процессе развития и в совместной деятельности со сверстниками ребенок учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки. Личность формируется деятельностью.

3.Воспитание может все (Гельвеций).От природы ребенок не является существом совершенным . Поэтому воспитание должно выявлять и развивать лучшее качество детей, однако нужно внимательно изучать ребенка, знать его способности и опираться на них в процессе воспитания. Воспитание- это процесс постоянного духовного обогащения и обновления- и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.От всякого воспитания, мой друг, спасайся на всех парусах (Вольтер). Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным- даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоритически или практически. Если ребенка больше воспитывает среда или бытовое окружение, то речь идет о повседневном влиянии, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия и это влияет на развитие личности.

4.Воспитание может сделать много, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди (В. Белинский).Воспитание- процесс двусторонний, предполагающий как руководство и организацию, так и собственную активность личности. Поэтому многое зависит от человека, его внутреннего мира и его потребностей.

Ступень № 8.Роль общения в развитии личности

Выяснив, какие качества необходимы для продуктивного общения, и какими качествами обладаете вы можно научиться строить отношения с другими людьми лучше, плодотворнее, радостнее. Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

Общение имеет свои правила и закономерности:

1.Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни.

2.О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.

3.Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным.

4.Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

5.Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению..

6.Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

7.Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении

Посмотрите на эти правила и подумайте, есть ли в них разногласия. С чем вы не согласны? Может быть, что-то из предложенного вам кажется неверным?

Ступень № 9.Индивидуальная траектория развития воспитанника 9 класса

Преимущества индивидуальной траектории развития заключается в том, что она позволяет каждому субъекту, на основе реализуемой мотивация, самооценки, развивать и формировать творческую индивидуальность, ценностные ориентации. Что обеспечивает разностороннее развитие личности, позволяет формировать навыки самореализации и самообразования личности. Организация условий реализации индивидуальной траектории развития для субъекта образования дает возможность педагогам использовать различные механизмы, актуальные современным условиям, подходы и формы, обеспечивающие развитие личности учащихся и их социализации, учитывающие готовность учащихся к обучению, индивидуально - психологические особенности, состояния здоровья, социальное положение.


Духовно- нравственное воспитание

1 .”Наши истоки”

2 . ”Мир вокруг тебя”

3 . ”Начало этики”

4 . ”Проектная деятельность”


Спортивно-оздоровительное направление

1 .”Азбука здоровья”

2 . ”Спортивные игры”

3 . ”Спортивные секции ”

4. ”Школа красоты”


Общеинтеллектуальное направление

1 . ”Культура творчества”

2 . ”Хочу все знать”

3 . ”Учимся говорить”

4 . ”Окружающий мир”


Общекультурное направление

1 . ”Художественная  мастерская”

2 . ”Этикет общения”

3 . ”Конкурсы”

4 . ”Детский театр”



Социальное направление

1 . ”Азбука жизни”

2 . ”Эстафета добрых дел”

3 . ”Школа Мастеров ”.

4 . ”Путь к успеху”


Индивидуальная траектория развития ребенка - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого воспитанника.

- ОТЛИЧНО

- ХОРОШО

- ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ

Траектория развития дана самооценкой

Ступень № 10.Что такое самооценка

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Низкая – свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольства других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая – человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверенным в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Ступень № 11.Знакомство с правилами поднятия самооценки

1.Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.

2.Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

3.Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.

4.Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей, и это стало вашей привычкой, от нее нужно немедленно избавиться, иначе вы все время будите думать, что ваши внешность и одежда тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.

5.Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.

8.Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстраненным и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.

9.Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажитесь одинокими в любой компании, и в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.

10.Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное – не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.

Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: Каков он? Кто он? Знает ли он себя?.

Быть личностью – это осуществлять выбор в силу своей позиции, отвечать и оценивать последствия принятого решения, уметь владеть своим поведением, обладать свободой выбора. Какого человека можно назвать личностью? То, чем человек станет, определяется в основном тем, что он делает из себя. На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, людям, делу, происходящим событиям. У него появляются собственные суждения, оценки. Это позволяет ему быть относительно устойчивым и независимым от поступков и воздействий окружающих. Личность – это то, что делает из себя человек, утверждая свою человеческую жизнь. Главным признаком человека – личности является его способность поступать по своему внутреннему убеждению, не перекладывать ответственность на другого, противостоять обстоятельствам, вмешиваться в ход событий, брать ответственность за происходящее.

Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Способность сострадать, сопереживать, сочувствовать – показатель уровня психического и социального развития, признак духовной зрелости личности. Мы должны постараться научить строить отношения с людьми так, чтобы они были лучше и продуктивнее. Это возможно, если мы научимся правилам общения, будем развивать в себе свои лучшие качества.



Список литературы:

1. Аверин.В. А. Психология личности.

2.Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Лидия Ильинична Божович. - Москва: Институт практической психологии, 1995. - 345 с.

4. Ильин Е.П. "Психология индивидуальных различий"

5.Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося. — Вопросы психологии, 1980, № 5.

6. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984, с. 68-71.

7. А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознательность. Личность. -М.,1977.,стр. 24-31.

8. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. -- В кн.:Психологическое исследование. М., 1981, с.65-98.

9. Холл К.С., Линдсей Г. "Теории личности"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!