СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и занятиях хора".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и занятиях хора".»

МБОУ «Гимназия № 11 им. К. А. Тренёва»

г. Симферополь

учитель музыки высшей квалификационной категории

Велюляева Л.Ф.



Формирование и развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки и занятиях хора.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека»

В. А. Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления».

По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. Творческие способности свойственны любому нормальному ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. Урок музыки – урок необычный. И конечно, на уроках музыки и занятиях хора, детское творчество в большей степени представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, ученики сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На таких занятиях детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное.

Главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого есть свои способности и таланты. Предмет музыка располагает возможностями для творчества, созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности учителя и ученика. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным. Поэтому школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик – это слушатель и исполнитель, в котором важно пробудить постоянную потребность в творческой активности.

Успех в творческом развитии ребят возможен лишь только в том случае, если учитель сам является истинным творцом. Только творческая личность педагога может воспитывать творческую личность учащихся. Процесс активизации творчества на уроках музыки зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.

Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.

Занятия учеников в хоре, выступления на праздниках, конкурсах прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый, неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а более творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся обнаруживать терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности, как игра, инсценировка, песня и др.

Творческое начало проявляется в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности.

Составляющие творческого процесса:

- цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком;

- оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств;

- гибкость, вариативность мышления;

- легко выдавать идеи, мысли;

- работа подсознания – необходимая составляющая для любого творческого процесса;

- способность к оценочным действиям;

- воображение, фантазия – способность не только воспринимать, но и создавать образы.



Развитие творческих способностей младших школьников осуществляется в условиях развивающего обучения при помощи специально разработанных серий творческих заданий, которые составляются с учетом всех видов музыкальной деятельности, применяемых на уроках музыки и предполагают развитие творческой активности и музыкальных способностей (ритмического чувства, ладового и звукового слуха, художественно-образных представлений), а также творческого восприятия музыки.



Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике являются ассоциативные игры в основе которых лежит явление синестезии. Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Дети часто "видят" размеры звучания - низкие звуки как "крупные" и "толстые", а высокие как "маленькие" и "тоненькие". Например, в пьесе М. Мусоргского "Два еврея" тема богатого представлена во "внушительном" и "степенном" низком регистре, а бедняка - в "юрком" и "уродливом" высоком регистре. Цепь ассоциаций: богатый - значит толстый (обобщение социального опыта), а толстый, большой должен звучать низко (обобщение биологического опыта).

Кроме того, в природе часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии. Это так называемый цветной слух. Наиболее простой и всеобщий случай цветного слуха, когда высокие тона - "звонкие тембры" - ассоциируются со светлыми красками, а низкие тона - "глухие тембры" - с темными. Отбор задач для ассоциативных игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения, с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы ассоциативная игра полностью решала постановленные задачи, необходимо соблюдать определенную методику проведения.


Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия. Учитель первым высказывает свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и вся другая деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Учителю важно поддержать любые попытки ребенка творить, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок или группа, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира.


Также развитию творческих способностей младших школьников способствуют вокальные импровизации. Разнообразие путей вхождения в песню, рождаемое самой музыкой и детьми, позволяет раскрывать и находить все новые пути вокально-хорового музицирования, позволяет постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывает творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов.

В основе успешного выполнения творческих заданий в процессе вокальной деятельности лежит определенная степень развития музыкально-слуховых представлений. Начальным этапом могут быть импровизации в звукоподражании:

-голосам животных, птиц ( "мяу", "гав-гав", "ку-ку", "чик-чирик");

-музыкальным инструментам (барабану - "трам-та-рарам", колокольчику - "динь-динь" и т.д.).

Необходимо каждый раз менять высоту звучания, ритмический рисунок, передавать различные эмоциональные оттенки (радости, задора, испуга, жалобы и т.п.). В своих импровизациях дети могут передавать интонации выразительной речи человека (ауканье, перекличка, интонирование своих имен).

Следующим этапом в развитии детского вокального творчества являются импровизации на заданный текст. Начинать этот этап работы необходимо с характеристики настроения словесного текста и с выбора необходимых средств выразительности для передачи музыкального образа. После этого необходимо проведение настройки школьников в удобную для голоса тональность. Затем детям предлагается спеть свой вариант мелодии. После того, как все желающие выступят, выбирается лучшая мелодия и исполняется всем классом.

Следующим видом работы являются импровизации в определенных жанрах: марш, танец, песня. Методика работы такая же, как и при сочинении песен контрастного жанра. Успех импровизации во многом зависит от педагогического мастерства учителя, умения создать единую эмоциональную настроенность урока музыки.

Большие возможности для развития творческих способностей младших школьников представляет музыкально-практическая деятельность. Включение в уроки музыки музыкально-ритмических движений не только снимает физическую усталость, повышает интерес к занятиям, но и позволяет учащимся творчески откликнуться на музыку.

Для успешного выполнения творческих заданий музыкально-ритмического плана необходимо полноценное восприятие музыки и творческое применение знакомых движений, их варьирование.

Творческому развитию учащихся способствует игра на музыкальных инструментах при условии систематического целенаправленного включения этого вида деятельности в урок музыки. Первые творческие задания прежде всего направлены на развитие ритмического чувства. Учащимся предлагают придумать слова, фразы в заданном ритме или, наоборот, передать ритмический рисунок придуманных слов хлопками, прищелкиванием пальцев, притопами и т.д. Можно предложить детям на ударных инструментах передать ритмический мотив словесного ответа на приветствие учителя.

К самым первым заданиям относится и сочинение ритмического вступления к песне на инструменте, который наиболее ярко передает художественно-образную сторону произведения, ритмизация имен, импровизации звукоподражания (зовы птиц, сигнал гудков и т.д.), досочинение музыкальных фраз, импровизации в диалогах. В дальнейшем можно перейти к сочинению мелодии на данный текст в характере марша, польки, колыбельной. Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием способствует развитию распределенного внимания и увлекает учащихся.

Развитию творческих способностей способствует слушание музыки. В основе осознанного восприятия музыки лежит определенная степень развития музыкального мышления. Младшие школьники еще в недостаточной степени владеют такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Их надо этому научить. Важно приучать детей выделять в музыке сначала главное, затем анализировать средства музыкальной выразительности. Можно предложить ученикам придумать название для только что прослушанного произведения и объяснить свой выбор, исходя из характера средств выразительности.

Можно провести игру "Музыкальное лото". Учащиеся находят карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному произведению, выкладывают их на партах, затем в пластической импровизации передают музыкальный образ данного произведения. Прежде чем учащиеся назовут наблюдаемые явления, пользуясь специальной терминологией, они должны научиться отражать характер музыки в движениях. Вначале предлагается система простых движений для обозначения характера слушаемой музыки и отдельных средств выразительности. Например: под маршевую музыку "шагать" в воздухе сжатыми кулачками обеих рук; под музыку плавную, протяжную - легко "дирижировать" обеими руками вверх-вниз и т.д.

Одновременно с характером музыки можно в движении отразить и некоторые средства выразительности. Например, при показе динамики изменять амплитуду движений. Такие "двигательные" ответы не только помогают осознать характер музыки, но и позволяют учителю увидеть ответы всего класса. Постепенно такие ответы сменяются словесной характеристикой музыки. Настроение, вызванное только что прослушанной музыкой, можно отразить в рисунках, в написании мини-сочинений, а также просто цветными линиями.

Выполнение разнообразных творческих заданий и упражнений стимулирует раскрытие творческого потенциала ребенка, способствует развитию его музыкальных способностей и творческой активности, а также формированию определенных качеств личности.



Список литературы

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой //Музыкальная жизнь. - 1985.-№17.

2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и .... образовании. -М., 1973.-239с.

3.Ветлутина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М., 1976.-254с.

4. Громов Е.С.Художественное творчество на уроках музыки. - М., 1070.-195с.

5.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М., 2000.-240с.

6. Клевцова Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Начальная школа. — № 10. — Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие. / С. Лободина. – Питер, 1997. – 256 с. 2009 г. — с. 80–82.

7. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа — № 9. — 2001 г. — с. 34–37.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.-384с.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008

10. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!