СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование исследовательских умений у обучающихся 3 класса через построение дорожной карты (карты исследователя)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование исследовательских умений у обучающихся 3 класса через построение дорожной карты (карты исследователя)"»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАСС ЧЕРЕЗ ПОСТРОЕНИЕ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ (КАРТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ)

Ю.Е. Синичкина

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель Е. В. Власова, преподаватель


Аннотация

Статья «Формирование исследовательских умений у обучающихся 3 класса через построение дорожной карты (карты исследователя» посвящена вопросам уровня сформированности исследовательских умений.

В тексе идет речь о цели исследовательского обучения, а также про исследовательские умения, для чего оно обучающимся и как это помогает ребенку, в дальнейшем, обучаться самостоятельно. Особое внимание обращается на эффективность использования такого метода, как дорожная карта.

В заключении делается вывод о возможностях обучающихся, у которых в полном объеме сформированы исследовательские умения.

Ключевые слова:

-Исследовательская деятельность;

-Исследовательское обучение;

-Дорожная карта.


Исследовательская деятельность – это эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у обучающегося способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно-воспитательной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

У каждого ребенка есть потребность в исследовательском поиске, она обоснована на биологическом уровне, ребенок рождается уже исследователем. Огромное желание новых впечатлений, любознательность, постоянное наблюдение, самостоятельных поиск новых сведений о мире рассматриваются как важные черты детского поведения. Следовательно, образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения каких-либо задач. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Задачи исследовательской деятельности:

  • научить выделять и ставить проблемы (выбор темы исследования);

  • формировать умение искать и предлагать возможные варианты решения;

  • развивать у обучающихся анализ и обобщение полученных данных;

  • формировать опыт публичного выступления.

Одним из способов формирования исследовательских умений может быть специально организованная работа в мастерской по внеурочной деятельности.

Формирование исследовательских умений через организацию мастерской способствует развитию умения работать с информацией, выделять главное, анализировать и др. Данные умения формируются в процессе создания дорожной карты исследователя.

Исследовательская деятельность мастерской начинается с построения обучающимися дорожной карты (карты исследователя).

Дорожная карта (карта исследователя) – отправная точка любого исследования. Чтобы исследование прошло успешно, надо его спланировать, и в этом помогает дорожная карта. Она должна отвечать на три вопроса: «кто? что? и когда?». С помощью построения дорожной карты обучающиеся осваивают такие виды работы с информацией как: анализ текстов, выделение главного в тексе, использование информации для решения практических задач и т.д.

Исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира. Ученики, которые занимаются исследованиями разрабатывают свои методы исследования, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

В заключении хочется процитировать слова выдающегося философа Конфуция: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму».


Библиографический список

1. Использование методики «Карта исследователя» в формировании познавательно-исследовательской деятельности детей – С. 21.

2. Савенков А. И. Технология исследовательской деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!