СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в процессе освоения содержания учебного предмета «Человек и мир». Развитие читательской и естественнонаучной грамотности учащихся"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает цель, задачи изучения учебного предмета "Человек и мир", подходы определяющие теоретическую и методическую базу изучения данного предмета, принципы отбора содержания обучения и приоритетные направления организации учебных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в процессе освоения содержания учебного предмета «Человек и мир». Развитие читательской и естественнонаучной грамотности учащихся"»

Учитель географии Сёмочкина С.М.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 Г. МОГИЛЁВА»

Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся в процессе освоения содержания учебного предмета «Человек и мир». Развитие читательской и естественнонаучной грамотности учащихся.

Учебный предмет «Человек и мир» является пропедевтическим, интегрированным учебным предметом. Он должен обеспечить основу для усвоения учащимися закономерностей развития природы Земли при изучении географии, биологии, астрономии. Цель учебного предмета «Человек и мир» – формировать у учащихся представления о Вселенной, систему знаний о природе Земли, взаимодействии человека и природы; развивать основные компетенции учащихся; совершенствовать умение применять знания в повседневной жизни.

Важнейшими задачами обучения учебному предмету «Человек и мир» являются:

формирование у учащихся представлений о Вселенной, знаний о компонентах природы и оболочках Земли; о природных процессах и явлениях; о первооткрывателях и путешественниках, современных исследованиях Земли (учебно-познавательная компетенция);

развитие способностей учащихся видеть и понимать окружающий мир, умения выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения (ценностно-смысловая компетенция);

формирование умений работы с картографическими источниками информации: овладение практическими приемами работы с картой, осмысление содержания карты, развитие пространственного представления (картографическая компетенция);

развитие способностей учащихся к коммуникативной деятельности: умений вести наблюдения и выражать результаты своих наблюдений различными способами, умений использовать межличностные формы взаимодействия и общения в процессе обучения (коммуникативная компетенция).

Изучение учебного предмета «Человек и мир» в V классе направлено, прежде всего, на применение полученных знаний, умений и навыков в простейших жизненных ситуациях, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции. Введение их в нормативную и практическую составляющую образования позволяет школьникам овладевать не только теоретическими знаниями, но и использовать эти знания для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время приоритетными направлениями, имеющими принципиальное теоретическое и практическое значение, являются следующие: естественно-научное, прикладное,
пространственно-ориентационное, аксиологическое, компонентно-природное.

Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу изучения учебного предмета «Человек и мир», являются системный, детерминистский, исследовательский и ценностный подходы. Базовым для содержания основной части является системный подход к познанию окружающего мира, направленный на формирование у учащихся целостных знаний об основных компонентах природы (оболочках Земли), их взаимодействии и влиянии человека. В основу детерминистского подхода положено однозначное соответствие причины и следствия природных явлений и процессов. Исследовательский подход подразумевает поиск, исследование и творчество на учебных занятиях. В основе ценностного подхода лежит ориентация на комплекс ценностей, которые представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Знание, Отечество, Земля, Мир.

Компетентностный подход интегрирует названные подходы и обеспечивает комплексное овладение учащимися предметными и метапредметными знаниями и умениями. Каждая из компетенций характеризуется своим учебным содержанием (теоретическим и практическим), а также основными видами деятельности:

учебно-познавательная компетенция предусматривает владение знаниями о Вселенной, компонентах природы: горных породах, воздухе, воде, и живых организмах; об оболочках Земли и их взаимосвязи; об особенностях развития природных процессов и явлений; о путешествиях в древности и Средневековье, эпохе Великих географических открытий, современных исследованиях Земли и соответствующих умений, навыков и способов деятельности;

ценностно-смысловая компетенция предполагает развитие умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, способностей видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;

картографическая компетенция обеспечивает овладение практическими приемами работы с картографическими источниками информации — картой: осмысления содержания карты (картосхемы), пространственного представления территории;

коммуникативная компетенция реализуется посредством развития способностей к коммуникативной деятельности: умениям совместно вести наблюдения, выражать результаты проделанной работы различными способами, использовать межличностные формы взаимодействий и общения в процессе обучения.

Принципами отбора содержания обучения являются:

• принцип развития естественнонаучного мышления;

• принцип минимизации теоретических сведений с учетом их значимости в повседневной жизни;

• принцип взаимосвязи чувственного и логического, рационального и иррационального в процессе познания мира.

Следует отметить, что наибольшая преемственность содержания образования учебного предмета «Человек и мир» имеется с предметом «География».

Учебный материал для изучения учебного предмета группируется по разделам с учетом основных содержательных линий и представлен следующим образом:

Введение «Мир вокруг нас»;

Раздел I «Земля и Вселенная»;

Раздел II «Как люди открывали Землю»;

Раздел III «Природа Земли».

Содержание учебного материала для обобщающего повторения (2 часа) планирует учитель на основе учета усвоенных в течение учебного года знаний, умений и навыков и систематизированного теоретического и практического материала, изложенного в рубрике «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся».

При организации изучения учебного предмета «Человек и мир» в V классе приоритетной является практическая деятельность учащихся, направленная на проведение наблюдений, изучение природных объектов своей местности, описание последствий преобразования природы. Учебной программой предусмотрено проведение 12 наблюдений, 4 практических работ, 1 экскурсии.

Наблюдения:

1. Наблюдение за явлениями природы.

2. Наблюдение за изменениями погоды.

3. Фенологические наблюдения.

4. Нахождение звезд и созвездий на карте атласа и небосводе.

5. Наблюдение изменения положения Солнца на небе: восход и закат, видимый путь движения Солнца по небосводу.

6. Определение фаз Луны.

7. Наблюдение изменения температуры воздуха в течение дня.

8. Наблюдение за ветром в течение дня.

9. Наблюдение за облаками и осадками.

10. Наблюдение за результатами влияния человека на водные объекты (реку, озеро, пруд) своей местности.

11. Выявление особенностей почвы своей местности.

12. Наблюдение за изменениями в природе своей местности под воздействием человека.

Практические работы:

№ 1 «Нанесение на контурную карту географических объектов, формирующих лик Земли, и определение их различий».

№ 2 «Определение различий горных пород на примере мела, песка, гранита и соли».

№ 3 «Определение свойств воды».

№ 4 «Определение по карте крупнейших рек и озер Беларуси и нанесение их на контурную карту».

Экскурсия «Наблюдение за природным (природно-антропогенным) объектом своей местности».

Например, в разделе "Введение «Мир вокруг нас»" (3 часа) основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся являются следующие знания, умения и навыки учащихся:

знать основные понятия и называть:

  • Природа. Тела и вещества;

  • компоненты природы (горные породы, воздух, вода, живые организмы);

  • оболочки Земли (твердая, воздушная, водная и оболочка жизни);

  • явления природы;

  • значение знаний о природе Земли;

  • естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, биология, география, экология;

  • значение естественных наук в жизни людей;

  • способы познания природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

  • приборы и инструменты для измерения;

  • увеличительные приборы и инструменты;

  • современные приборы.

умения и навыки:

  • определять естественные и искусственные тела природы;

  • выделять компоненты природы и оболочки Земли;

  • приводить примеры явлений природы своей местности;

  • характеризовать естественные науки;

  • приводить несколько примеров о необходимости знаний естественных наук в простейших жизненных ситуациях;

  • различать приборы и инструменты по назначению;

  • вести наблюдения за природными объектами и явлениями.

и предполагает применение следующих видов деятельности:

  • наблюдение и объяснение явлений природы (за явлениями природы, за изменениями погоды, фенологические наблюдения),

  • работа с атласом,

  • изучение простейших приборов и инструментов для познания природы,

  • применение способов измерения и описания для сравнения плодов растений,

  • формулировка выводов наблюдений.

  • работа с фотоматериалами, дополнительной, научно-популярной литературой, интернет- источниками.

Формирование ключевых компетенций на уроках "Человек и мир" необходимо начинать прежде всего с изменения позиции учителя в организации образовательного процесса, изменения характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль координатора, партнера. Обеспечение условий для формирования компетентного ученика связано и с созданием развивающей среды, обеспечивающей: условия для приобретения опыта постановки и достижения цели; деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – наблюдение, исследование, проектирование; ориентацию учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организацию продуктивной групповой работы; обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера; усиление практической направленности школьного образования. Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация является основным компонентом компетентностей. Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы. Учу своих детей представлять результаты труда в виде анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). Очень важно обеспечить максимальную активность самого учащегося, что должно приблизить изучаемые темы к реальной жизни и поиску путей решения возникающих проблем. Поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника на уроках географии широко использую личностно ориентированные технологии обучения. Именно они ставят в центр урока личность ребёнка и обеспечивают комфортные условия для его раскрытия.

Урок "Человек и мир" – это фрагмент реальной жизни, поэтому в рамки моих занятий постоянно вписывается проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций, и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению развивают их мыслительные способности. При наличии значимых проблем (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск использую проектный метод обучения. Его рассматриваю как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Продуктом проекта может быть презентация, плакат, статья в газете, рекомендации, деловые игры, webсайт и др. В ходе выполнения проекта у учащихся формируются надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.

Формирование коммуникативных умений на уроках "Человек и мир" успешно реализуется через игру. Технология игрового метода даёт возможность учащимся приобретать новый жизненный опыт, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение урока, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Поднять процесс обучения на качественно новый уровень позволяет мне использование информационных технологий. Наглядность изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.

Практика преподавания учебного предмета "Человек и мир" позволяет мне сделать вывод, что не все технологии и методы в одинаковой степени могут быть применимы при обучении. Следует учитывать и дефицит времени, и возрастные особенности обучающихся, и характер изучаемого материала. Чтобы достичь наибольшего эффекта от использования различных методов и форм организации образовательного процесса, целесообразно их умело сочетать и учитывать, что компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности. Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Основой компетенций выступают умения и способы деятельности, поскольку эти результаты обучения включают не только необходимые знания, но и знания о действиях, т. е. выступают как операционный компонент процесса обучения.

На сегодняшний день перед учителем поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. А само содержание дисциплины «человек и мир» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Поэтому в содержании образования увеличился объем практической компоненты и в содержание уроков включены следующие виды заданий: проведение наблюдений за объектами, процессами, явлениями, изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; наблюдения за погодой своей местности; проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических. В результате географического образования учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями: умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией; умение работать с ГИС; умение самопрезентации и способность к самоопределению; способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде; умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них.

Важным результатом процесса формирования ключевых компетенций на уроках "Человек и мир" является применение полученных знаний и умений в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности; в бытовой сфере; в сфере коммуникации. При формирование познавательных компетенций происходит овладение учащимися ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости. Обучение позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования в будущем, играет существенную роль в формировании мировоззрения и культуры обучаемых. Сформированные системы знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.

Таким образом, компетентностный подход в преподавании предмета "Человек и мир" предполагает усиление его практической направленности. Это не значит, что необходимо увеличить количество практических работ. Необходимо просто изменить традиционную методику: перейти от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Иными словами, компетентностный подход ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, - на создание условий для её эффективной реализации. Именно поэтому формируемые знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении. Поэтому ему очень важно раскрыть уникальность естественнонаучного (географического) образования, показать его неоценимое прикладное значение в воспитании рачительного хозяина своей страны и Земли. Основой процесса обучения в данном случае становятся методы и приёмы частично-поискового и творческого характера, направленные на активную познавательную деятельность. Виды работ, направленные на усиление практической направленности: работа с учебником, научно-популярной литературой; работа с картами и картосхемами; работа со статистическими материалами; работа на местности; наблюдение за окружающей средой; практикумы, полевые занятия, учебные (практико-ориентированные) проекты. Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!