СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка"»

Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, заключается:

– в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

– в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;

– в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

– в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

– в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Очень важно сформировать у учащихся аналитические умения; учебно-информационные умения:

– умения извлекать информацию из различных источников;

– умение составлять план;

– умение отбирать материал по заданной теме;

– умение составлять письменные тезисы;

– умение подбирать цитаты;

– умение составлять таблицы, схемы, графики.

Коммуникативно-речевые метапредметные умения:

– умение составлять связанное устное высказывание;

– умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

– умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

– умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

– умение сохранять определённый стиль речи в сообщениях и докладах;

– умение использовать различные средства наглядности;

– умение выражать свое мнение и аргументировать его;

– умение оформлять научно-исследовательские работы;

– умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

– умение вести дискуссию.

Для достижения данного образовательного результата особое внимание нужно уделять работе учеников и составлению опорных схем.

Методика не нова, но именно опорные схемы позволяют кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, что так необходимо в современном, информационном пространстве образования.

Можно составлять опорные схемы по правилу (разбор примеров), так и по всему тематическому блоку (готовые работы учеников).

Организовав самостоятельный поиск-исследование, ученик открывает для себя заново уже прочитанное. Во время анализа текста используются приёмы: комментированное чтение, беседа. Главное – мотивировать детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла текста с языковыми особенностями.

Не только составление опорных схем, но и их представление имеет огромное значение. Презентация, защита проходит в соответствии с выработанным правилом «3К: кратко, конкретно, красиво».

Совместно с ребятами нужно обсудить эту работу, в которой ключевым критериями оценки будут:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа;

Совместное обсуждение лежит в основе рефлексивной деятельности и выставления отметок.

Опыт показывает, что использование данной методики несомненно, даёт определённые результаты. Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания по предмету.

Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию их речи, мышления, ораторского искусства.  

Нам, педагогам, это позволяет намного разнообразить уроки, а ученикам легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Хотелось бы отметить, что отношение учителя к учебному процессу, его профессионализм и творческий подход, ориентиры на метапредметность, желание раскрыть способности каждого ребенка, научить его учиться – это есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Этот ресурс в наших руках.

Именно восточной притчей с таким названием я хотела бы завершить свое выступление…

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.



































МБОУ «Школа №54»

















Выступление на МО

Формирование

метапредметных компетенций

на уроках русского языка















Подготовила: А.В. Владимирова









Казань, 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!