«Формирование основ естественно-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»
Автор: Фролова Ирина Владимировна
воспитатель
Организация: МКДОУ «д/с №28»
Населенный пункт: Челябинская область,
Еманжелинский район, пос. Красногорский
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л.С. Выготский
Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем несколько десятков лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.
На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.
В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современного образования. Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека, использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Это является актуальной темой и для дошкольного образования, так как подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. Формирование речевой грамотности дошкольников.
2.Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
3.Формирование математической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста
4.Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Одним из направлений функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая стала для меня интересной.
Что такое естественно-научная грамотность дошкольников?
Это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую и проектную деятельность.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу самообразования и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- выдвигать гипотезы;
- ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки, связи;
- строить сложные предложения;
- отбирать материал для самостоятельной деятельности;
- делать выводы.
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Необходимость введения данной компетенции обусловлена необходимостью социальной адаптации детей: получение начальных до профессиональных знаний, раннюю профориентацию, а следовательно, и возможности выбрать будущую профессию. Данная компетенция предполагает развитие у детей профессионально важных качеств и формирует следующие навыки у детей:
- неукоснительное действие согласно установленных инструкций
- внимательность
- ответственность
- сосредоточенность
- самостоятельность
- умение доводить начатое до конца
- самоконтроль
- грамотность
- аккуратность
- абстрактное мышление
- осознание необходимости постоянного обучения саморазвития
- работа в команде
- помогает пространственному видению
- развивает образное мышление, мелкую моторику рук
- помогает развитию интеллекта.
Цель моей работы при формирование основ естественно-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- создать благоприятные условия для воспитания экологически грамотного ребенка;
-развивать элементы социально-коммуникативной, речевой, математической, финансовой грамотности через исследовательскую и проектную деятельность на основе естественно-научного подхода;
- познакомить с профессиями будущего естественно-научной направленности; -привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.
Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Подгрупповую.
В нашем детском саду организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы, а также необходимое оборудование и гидропонные установки для выращивания микрозелени.
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.
При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Для родителей оформляю информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Сити-фермерство для начинающих», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково –исследовательской активности детей, родительские собрания на тему «Экспериментирование в семье» .
Родители оказывают помощь в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а так же участвуют в конкурсах и проектах. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В ребенке с рождения заложен познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать самостоятельно что-то сделать своими рукам .Таким образом он познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть.
Одним из перспективных методов формирования основ естествен-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности является метод проектной деятельности. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
С сентября по декабрь 2022 года нашему дошкольному учреждению, нашим воспитанникам подготовительной группы, представилась возможность принять участие в очень интересном региональном проекте «Сити-фермерство для начинающих», который нам предложил «Лицей №77 г. Челябинска», базовая школа Российской Академии Наук.
Проект «Сити-фермерство для начинающих»-это проект естественнонаучной направленности и ранней профориентации . Проект интересный, творческий, включал в себя теоретическую, практическую, экспериментальную и исследовательскую деятельность .
Программа проекта предполагала тесную практическую деятельность детей ,их родителей и воспитателей.
Итогом проекта стала защита детьми групповых проектов в лицеи №77 г.Челябинска: «Микрозелень для здоровья: выращивание в домашних условиях» и «Моя первая сити –ферма».
Нужно сказать, что формирование основ естественно-научной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности через участие в проекте «Сити-фермерство для начинающих» тесным образом переплелось с формированием математической, финансовой, социально -коммуникативной и читательской грамотностью и это наглядно видно их схемы формирование функциональной грамотности наших воспитанников ,где прослеживается взаимосвязь всех видов функциональной грамотности.
Схема формирование функциональной грамотности воспитанников:
В заключении хотелось бы сказать, в любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно- исследовательской деятельности переносится в дальнейшем во все виды деятельности и повышает познавательную активность детей, а также помогает успешно развивать естественно-научную функциональную грамотность в школьные годы.
Список литературы
Горощенко В. П. «Природа и люди» -М.: Просвещение, 1976 Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М.: Новая школа, 1995
Громилина, Л. В. Создание условий для развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина, М. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10455/
ДыбинаО.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14057/
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»
Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» -М.: 1992
Шайхулина, Г. Ф. «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО» / Г. Ф. Шайхулина. — Текст : электронный // Урок. РФ : [сайт]. — URL: https://урок.рф/library/doshkolnoe_obrazovanie_kak_bazis_formirovaniya_funk_112231.html
Онлайн портал «Fertilizer Daily» - статья «Польза микрозелени. Какую выбрать для выращивания в домашних условиях?» [Электронный ресурс] – Режимдоступа: https://www.fertilizerdaily.ru/20200508-vyrashhivanie-mikrozeleni-v-domashnix-usloviyax-kak-biznes-ideya/
Онлайн портал GREENPORTAL - статья «Технология выращивания микрозелени в домашних условиях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://greenportal.pro/healthy_food/mikrozelen-chto-eto-i-chem-ona-polezna/
Проект «Ботаничка.ru» - статья «Микрозелень — что это такое и с чем еёедят?»[Электронныйресурс]Режимдоступа: https://www.botanichka.ru/article/mikrozelen-chto-eto-takoe-i-s-chem-eyo-edyat/
Сайт компании «Гавриш. Профессиональные семена» - - статья «Как выращивать микрозелень: рекомендации для овощеводов» [Электронныйресурс]Режимдоступа: https://gavrishprof.ru/info/publications/kak-vyrashchivat-mikrozelen-rekomendacii-dlya-ovoshchevodov
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://dlyapedagoga.ru/ servisy/publik/publ?id=6745
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-estestvennonauchnih-predstavleniy-u-detey-cherez-rasshirenie-opitno-eksperimentalnoy-deyatel-1735430.html
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/statya-opitnoeksperimentalnaya-deyatelnost-doshkolnikov-3228083.html
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/190/10455/
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/formirovanie-estestvennonauchnih-predstavleniy-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-processov-u-rebenkadoshkolnika-2003259.html
Ресурсы сети Интернет. Точка доступа. https://sad1pleschenitsy.schools.by/pages/kartoteka-opytov-i-eksperimento
.
[email protected]