СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. формирование основ российской этнической идентичности у обучающихся в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Просмотр содержимого документа
«Статья. формирование основ российской этнической идентичности у обучающихся в начальной школе.»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

М. Ю. Манина. Студентка

Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького

Аннотация: В данной статье основная мысль заключается в том¸ что современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, тем самым актуализирует проблему формирования этнической идентичности.

Ключевые слова: этнос, идентичность, младший школьный возраст.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые соотносятся с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил психолог Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он проанализировал формирование понятия «Родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности швейцарский учёный рассматривает как осознание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1. В 6–7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистемные – знания о своей этнической принадлежности.

2. В 8–9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык.

3.В младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формулируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Этнический статус чаще всего остаётся неизменным на протяжении всей жизни человека. Но всё-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не заканчивается в подростковом возрасте. Различные внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

Этнос–исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся на стадии этногенеза общностью территории и языка, а также приобретающая в ходе своего развития этническое самосознание и общие черты в материальной и духовной культуре.

Идентичность – (лат одинаковый, тождественный) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний.

Таким образом, этническая идентичность более чётко осознаётся, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если человек живёт в полиэтнической среде. Насколько точны эти знания и насколько позитивны социальные установки, во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит – большинства или меньшинства.

В постоянно меняющемся мире в условиях неопределённости именно этническая идентичность, являясь характеристикой личности, состоящей в ощущении и переживании собственной принадлежности к определённой этнической группе, восприятием себя представителем конкретного народа, выполняет важную защитную функцию.

Неизменность этнического, проявляясь на обыденном уровне, составляет постоянную основу существования личности. При этом социальная сущность этнической принадлежности возводит её до мировоззренческого ориентира в кризисные периоды жизни общества. Принадлежность к этносу фиксирует как биологическую, так и социальную принадлежность индивида.

 Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

- Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков).

- Аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом.

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что:

- Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;

- в структуре этнической идентичности выделяется когнитивный и аффективный компоненты, которые влияют на человека;

-в научном мире выделяют 4 типа этнической идентичности, которые в той или иной степени преобладают в обществе;

- становление этнической идентичности проходит несколько последовательных этапов, которые охватывают всю жизнь человека от рождения до преклонного возраста;

- этническая идентичность позволяет человеку ощутить свою значимость, найти свое место в жизни.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021.

2. ФОП НОО

3. Заковоротная М.В, — Идентичность человека. Социально-философские аспекты. — Ростов – на – Дону: СКНЦВШ. – 1999.

4. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – Москва: НПО МОДЭК, 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!