СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многолетний опыт работы показывает, что самые хорошие результаты дети показывают, когда с ними играют. В работе используются ресевые игровые упражнения, вокальные упражнения Е.Тиличеевой. построена система работы, дающая результаты.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

400005,Россия,Волгоград,ул.им.маршала Чуйкова, 49а,

тел. (8442) 23-11-18 / факс. (8442) 23-99-79







Статья на тему:

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений



























Составила : Музыкальный руководитель Т.В. Симакова


Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что самые хорошие результаты работы дети получают тогда, когда они играют. Вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры. Только игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Благодаря игре, дети даже не задумываются над тем, смогут ли они справиться с поставленной перед ними задачей или нет; они просто играют, и у них рано или поздно все получается. Обучение детей через игру не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко использую вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

 Для реализации цели были поставлены задачи:

- воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

- формирование певческих навыков;

- развитие исполнительского мастерства;

- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

- усвоение навыков хорового пения;

- развитие детского песенного творчества.

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевого и певческого.

Первый, речевой этап, незаметно подготавливает детский голосовой аппарат к пению, ведет к освоению элементарных навыков управления голосовым аппаратом.

В основе упражнений, на данном этапе, используется методика работы с голосовым аппаратом В. В. Емельянова, опубликованная в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», различные вокальные упражнения авторов М. Ю. Картушиной, Е. Тиличеевой и др. Основными видами деятельности на этом этапе являются:

Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Можно использовать, например, такие упражнения как :

«Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.

«Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.

«Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.

«Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

«Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание.

Например, упражнение «Мыльные пузыри» : Дети с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопнули не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Все дети следят за улетающими мыльными пузырями и одновременно хором, а в конце по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри» :

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев по слогам трё хсложного слова: ма-ли-на, ка-ли-на, ма-ши-на, за-пе-ли, мо-не-та, па-на-ма, у-тя-та, ко-тя-та, ка-би-на, га-зе-та, ми-мо-за, и другие упражнения.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма.

Ритмодекламация – четкое проговаривание текста в определенном ритме.

Проговаривание или пение скороговорок, так же способствуют решению данной задачи.

Задания для произношения текста могут быть различные, например:

произнесение фраз шёпотом и громко;

волнообразно, в очень быстром или очень медленном темпе

беззвучная, но активная артикуляция при беззвучном пении с опорой на внешнее звучание;

Второй этап обучению - певческий. Детям очень нравиться петь и наша задача  сформировать у детей певческие умениянавыки, способствующие выразительному исполнению. Главное место на этом этапе, занимает распевание. Необходимо понимать, что именно распевание, систематическое и планомерное, необходимо для того, чтобы дети могли ясно понимать высоту звуков (высокие, средние, низкие) и точного воспроизведения их голосом.

Систематическое использование маленьких песенок – распевок помогает выровнять звучание голоса детей, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребенка.

Чтобы детям было интересно распеваться, я в своей практике использую методическое и практическое пособие А. Евдотьевой «Учимся петь играя». Каждая распевка включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Игровое распевание развивает: а). Чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям). б). Дикцию, артикуляцию, дыхание. в). Артистические способности (жесты, мимику).

Игровые распевки не дают ослабевать интересу детей к распеванию, к разыгрыванию этих музыкально – театральных мини – сценок. Звуковысотный слух и артистизм детей совершенствуются от занятия к занятию. В подготовительной группе дети очень дюбят

Распевку «Поезд».

«Здравствуй, поезд, как дела?

Мчусь я быстро, как стрела!

Поезд, поезд, ты куда?

Еду в села, города!

Поезд, поезд, что везешь?

Письма, бревна, соль и рожь!

Разучивание и пение распевок можно провести в кругу. По мнению психологов, круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.

Распевка - сказка.  «Соня - Петушок».

Жил был Петушок, он очень любил поспать. И вот однажды утром Петя проспал рассвет, и никого не разбудил.

Первой проснулась Кошка, и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела«Мяу! Мяу! Мяу! Мяу! Пора вставать!» Но Петя все спал.

Второй проснулся Гусь, и тоже пропел«Га, га, га, пора вставать!» Но Петя продолжал спать.

Далее просыпаются домашние животные, птицы.

Последней просыпается Собака«Гав, гав, гав, пора вставать!»

Петушок встрепенулся и закричал«Кука – реку! Пора вставать!»

И все засмеялись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.

Также распевка под любую мелодию, на которую ляжет текст 1. Разбудили мы ежа, он зафыркал чуть дыша: фыр, фыр, фыр, фыр, фыр…

2. Разбудили мы щенка, напугал он нас слегка: гав, гав, гав, гав, гав…

3. Разбудили мы цыплят, хором все они пищат: пи, пи, пи, пи, пи…

4. Разбудили мы тигренка, он мурлычет как котенок: мяу, мяу, мяу, мяу, мяу…

5. Разбудили мы друзей, вместе будет веселей: ля, ля, ля, ля, ля, ля,

Дружно мы споем с утра!

Благодаря наглядности и игровой ситуации распевок у детей развивается образное воображение, они более осмысленно выбирают голос, которым необходимо озвучить того или иного героя, т. е. стараются чисто интонировать. Также развивается дикция, дыхание и, кроме того, дети развивают в себе самоконтроль, умение слышать себя и своих сверстников во время пения. Благодаря разыгрыванию распевок, у ребят развиваются театральные, творческие способности.

В работе над дикцией использую распевки – скороговорки:

1. Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели.

2. Форте – громко, тихо – пиано Важный в музыке момент. Вместе форте и пиано - Музыкальный инструмент.

3. Да – да – да – наступили холода, Ду – ду – ду – я на лыжах иду, Усь – усь – усь – быстро с горочки скачусь. Ма – ма – ма – пришла Зимушка – зима! (М. Картушина).

Разучивание песни - это процесс не одного занятия, поэтому, чтобы интерес детей к песне не пропал, я применяю такие игровые приемы как :

показ иллюстрации, передающей содержание песни;

пение, при котором, начало фразы поет музыкальный руководитель, а конец фразы - дети и наоборот;

хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

слушание песни с предложением детям хлопнуть, например, в конце музыкальной фразы, или на каком-то определенном слове, на самом высоком (низком, долгом) звуке;

передать содержание песни в образных движениях;

запев исполняет солист или музыкальный руководитель, припев все дети и наоборот;

пение, передающее различное настроение, по желанию детей;

пение детей по жесту музыкального руководителя вслух и про себя;

пение по рядам, по группам, по цепочке;

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Дети не только увлечённо импровизируют, но и пробуют рисовать песни графически. К примеру, песню плавного, напевного характера, рисуют волнистой непрерывной линией; высокое и низкое звучание песни отмечают восходящими или нисходящими линиями; песенки, построенные на чередовании долгих и коротких звуков, рисуют длинными и короткими линиями.

Благодаря игровой методике обучения пению, дети на протяжении всего занятия ощущают радость и эмоциональный подъем. Разучивание песен проходит легко и незаметно, дети с удовольствием идут на занятия, и с большим нетерпением ждут следующих. Незаметно для себя, они все больше узнают и начинают слышать и понимать музыку, выразительно, эмоционально петь. Легко, без тревожности и неуверенности в себе, осваивают различные вокальные навыки, что ведет к чистому, слаженному пению.

Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей


Список использованной литературы:

1.Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

5. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!