ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
Профессиональная компетентность и профессиональная деятельностькатегории взаимосвязанные: профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных видов профессиональной деятельности в ее предметном поле, а содержание деятельности определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций. При этом профессиональная компетенция характеризуется совокупностью усвоенных знаний, накопленных умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром
Содержание профессиональных компетенций формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:
- социального заказа территориального рынка труда;
- требований государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста;
- требований работодателей к профессиональной квалификации в части способностей выпускника;
- составляющих технологии (технологической, методической, организационной);
- деятельности преподавателя и обучающегося.
Профессиональные компетенции техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта определены в Государственном образовательном стандарте ДНР. По степени значимости профессиональные компетенции распределены следующим образом:
ПК 1.1.Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать как специалист. Он должен обладать совокупностью общих социально значимых компетенций, включающих в себя:
- OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Преподавателю важно уметь мотивировать студента в процессе обучения и сформировать для него образовательную траекторию, учитывающую личностные особенности и специфику будущей профессиональной деятельности.
Ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание ряда условий, в которых обучающиеся могут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Значительную эффективность для успешного обучения современных студентов показывают интерактивные технологии обучения.
В группах техников механиков по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта я преподаю на разных курсах следующие общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла:
ОП.0 Инженерная графика, ОП.02 Техническая механика.
Общепрофессиональные дисциплины занимают важное место в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. Задачей изучения этих дисциплин в нашем случае является формирование системы общепрофессиональных знаний в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, развитие технического мышления, умений решать конкретные производственные задачи.
Общие компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании.
С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий. Так преподаватели комиссии технико – экономических дисциплин широко используют такие формы занятий как: проблемное занятие, мозговая атака, занятиена производстве, урок-состязание, урок-викторина, техническая – конференцияи др. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда студенты вовлечены в активную познавательную деятельность.Применяя системно – деятельный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. Проведение технических конференций стало традицией и вышло на республиканский уровень. Значимость этих мероприятий не вызывает сомнений в формировании профессиональных компетенций идет большой поток новой интересной информации, новых идей по специальности и еще прививается любовь к избранной специальности, студенты получают навыки публичных выступлений, ораторского мастерства.
Изучая дисциплину «Инженерная графика»студентдолжен обладать совокупностью общих социально значимых компетенций, которые уже перечислялись вышеэто ОК1 - ОК 9 и профессиональных:
ПК 1.5 оформление проектной документации;
ПК 4.5 осуществление монтажа механического,радиоэлектронного, вакуумного, оптического, пневматического оборудования и других видов технологического оборудования.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
-о принципе работы конструкции, показанной на чертеже;
- об основных технологических процессах изготовления деталей;
- о возможностях компьютерного выполнения чертежей.
Знать:средства инженерной и компьютерной графики;
- моделирование в рамках графических систем.
- методы и приемы выполнения схем оборудования.
Уметь:использовать способы изображения пространственных форм на плоскости;
- использовать теорию построения чертежей;
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- решать графические задачи.
При изучении дисциплины «Инженерная графика» перед преподавателем стоит задание научить обучающихся основам черчения. Привить заинтересованность к творческой инженерной деятельности, приучить к аккуратности, самостоятельности в работе, к умению организовывать себя применять теоретические знания при выполнении чертежей, чтобы были способны применить свои знания в дальнейшей профессиональной деятельности и выполнению курсовых и дипломных проектов по специальности.
Раскрытие познавательного интереса к дисциплине начинается с первых занятий. Роль стандартов, почему и для чего надо придерживаться стандартов. «Черчение - это международный язык техники» (Гаспар Монж). Это язык, необходимый каждому инженеру, который создает любой предмет. Всем, кто должен руководить осуществлением, а также мастерам, которые должны сами изготовлять его части. Все это вызывает осознанное убеждение, что нужно придерживаться стандартов.
К сожалению, не у всех студентов хорошо развито пространственное мышление, и изучение предмета вызывает определенное затруднение.
Для облегчения понимания и развития пространственного мышления удобно использовать презентации созданные в PowerPoint.
Для мотивации изучения темы: «Деление окружности на равные части и сопряжения» на экране демонстрируются детали, на примере которых показывается для чего необходимо знать построения. И одновременно выполняются эти построения. (Слайд)
Проекционный чертеж связан с пространственной фигурой и абстрактным представлением. Оно вызывает и развивает пространственное воображение обучающихся, облегчает выполнение любых действий над изображением. Использование умело выполненного чертежа гарантирует более крепкое усвоение материала. Эти качества нужны работникам любых специальностей. С помощью проекционного чертежа технически грамотный специалист (конструктор, модельер, технолог) воссоздает на бумаге свои идеи, творческие замыслы, а рабочие воплощают их в изделиях.Слайд)
В разделе «Машиностроительное черчение»изучаются такие темы как:виды, проекции, разрезы, сечения;резьбовыесоединения деталей, шпоночные, заклепочные, сварные, шлицевыесоединения; зубчатые передачи; муфты и т. д.Производятся расчеты параметров соединений, учатся выполнять и читать сборочные чертежи, чертежи общего вида, осуществляют их деталировку, кинематические и другие схемы.Выполняют планы ремонтных цехов с расположением технологического оборудования, для чего изучают требования к выполнению строительных чертежей.
Обучающимсядостаточно сложная для понимания тема «Резьбовые соединения». Поэтому, используя презентацию, можно наглядно, в движении показать соединение болтом, винтом и шпилькой. Демонстрируется фильм «Нарезание резьбы на токарном станке» (Слайд)
Для получения практических навыков обучающиеся выполняются упражнения в конспектах, для закрепления навыков по вариантам самостоятельно выполняют графические работы на чертежной бумаге в карандаше. Для проверки теоретических знаний – применяется тестовый контроль, разработки презентаций по темам. Проводили у себя конкурс «Знатоки черчения», прошел с большим интересом задания были разнообразные: разминка – по вопросам истории инструмента. Моделировали, читали чертежи, чертили рабочие чертежи деталей.
Регулярно участвуем в республиканских олимпиадах и конкурсах. Раньше занимали 2, 3 место,последние годы благодарности за участие.
Дисциплина ОП.02 Техническая механика.
Задачей изучения дисциплиныявляетсяформирование системы общепрофессиональных знаний в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, развитие технического мышления, умений решать конкретные производственные задачи.
Обучающиеся по итогам изучения курса технической механики должны обладать рядом профессиональных компетенций:
ПК1.1 -проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации
ПК1.2 - осуществлять технический контроль при хранении,эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;
ПК1.3 -разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;
ПК 2.3 – организовыватьбезопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
– законы движения или условия равновесия материальной точки, твердого тела, их систем и различных механизмов и устройств по заданным силам;
– основы проектирования технических объектов;
– основные виды механизмов, методы исследования и расчета их кинетических и динамических характеристик;
– методы выполнения кинематических и геометрических расчетов;
– основы выбора материалов и методов их упрочнения, запасов прочности и
допускаемых напряжений при расчете деталей машин в условиях статического и динамического нагружения.
- демонстрировать способность и готовностьприменять полученные знания на практике.
Занятия с использованием интерактивных педагогических технологий существенно повышают интерес студентов к изучаемому на занятиях материалу,активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся, повышают эффективность образовательного процесса в целом. Они способствуют более результативному формированию компетенций.
Я используюпроблемное занятие, мозговая атака, практико-ориентированные задачи. Они выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенцийспециалиста. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций.
При изучении темы «Центр тяжести» - изучаем: как влияет центр тяжести на занос автомобиля при поворотах, как достигается равномерные распределения нагрузки на оси автомобиля. Тема «Сила инерции. Закон кинетостатики» - изучаетсякуда направлена сила инерции при торможении, как влияет скорость и ускорение на силу инерции. Что влияет на тормозной путь автомобиля и как его определить.
Обучающимся интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.
В профессиональной подготовке будущих техников целью является формирование профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта автомобилей (на примере компетенции ПК 1.2«Осуществлять технический контроль за хранением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств»).
Содержание процесса формирования этих профессиональных компетенций определяется изучением раздела технической механики - «Детали машин».
Где изучаются темы: соединения деталей машин разъемные и неразъемные; передачи: фрикционные, ременные, цепные, зубчатые. Привожу пример коробки передач автомобиля: как изменяется скорость, мощность, крутящий момент на валах, какие нагрузки испытывают валы, что является причиной выхода из строя деталей, какие способы определения неисправностей и восстановления.Для усвоения знаний применяю практические и комбинированные занятия с просмотром видеоматериалов.
Профессионально-ориентированное задание (функциональное) может использоваться на этапе актуализации знаний. Ситуация: по предложенным преподавателем вопросам проведите обсуждение в группах и заполните таблицу.
Какие зубчатые передачи применяются в автомобиле?
Где применяются цилиндрические зубчатые передачи. Какие они бывают? Перечислите достоинства и недостатки.
Когда применяются конические передачи?
Практико-ориентированное задание (может использоваться на этапе актуализации знаний или во вводном инструктаже): преподаватель демонстрирует фильм «Разборка коробки передач», обучающиеся его просматривают и по окончании фильма составляют кинематическую схему, и выполняют кинематический расчет.
Профессионально-ориентированное задание (операционное) используется на этапе самостоятельной работы. Выполнить расчет параметров цилиндрического зубчатого зацепления и начертить зацепление.
Сформированность компетенций оценивается по результатам выполнения практических работ.