СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование профессионально значимых качеств автомобилистов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается суть профессиональной компетентности и профессиональной деятельности техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, формирование комплекса важнейших общетехнических знаний при изучении дисциплины «Техническая механика» необходимых для развития инженерного мышления будущего специалиста.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование профессионально значимых качеств автомобилистов"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ


Профессиональная компетентность и профессиональная деятельностькатегории взаимосвязанные: профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных видов профессиональной деятельности в ее предметном поле, а содержание деятельности определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций. При этом профессиональная компетенция характеризуется совокупностью усвоенных знаний, накопленных умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром

Содержание профессиональных компетенций формируется под влиянием внешних и внутренних факторов:

- социального заказа территориального рынка труда;

- требований государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста;

- требований работодателей к профессиональной квалификации в части способностей выпускника;

- составляющих технологии (технологической, методической, организационной);

- деятельности преподавателя и обучающегося.

Профессиональные компетенции техника по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта определены в Государственном образовательном стандарте ДНР. По степени значимости профессиональные компетенции распределены следующим образом:

ПК 1.1.Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать как специалист. Он должен обладать совокупностью общих социально значимых компетенций, включающих в себя:

- OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Преподавателю важно уметь мотивировать студента в процессе обучения и сформировать для него образовательную траекторию, учитывающую личностные особенности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание ряда условий, в которых обучающиеся могут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Значительную эффективность для успешного обучения современных студентов показывают интерактивные технологии обучения.

В группах техников механиков по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта я преподаю на разных курсах следующие общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла:

ОП.0  Инженерная графика, ОП.02 Техническая механика.

Общепрофессиональные дисциплины занимают важное место в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. Задачей изучения этих дисциплин в нашем случае является формирование системы общепрофессиональных знаний в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, развитие технического мышления, умений решать конкретные производственные задачи.

Общие компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании.

С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий. Так преподаватели комиссии технико – экономических дисциплин широко используют такие формы занятий как: проблемное занятие, мозговая атака, занятиена производстве, урок-состязание, урок-викторина, техническая – конференцияи др. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда студенты вовлечены в активную познавательную деятельность.Применяя системно – деятельный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. Проведение технических конференций стало традицией и вышло на республиканский уровень. Значимость этих мероприятий не вызывает сомнений в формировании профессиональных компетенций идет большой поток новой интересной информации, новых идей по специальности и еще прививается любовь к избранной специальности, студенты получают навыки публичных выступлений, ораторского мастерства.

Изучая дисциплину «Инженерная графика»студентдолжен обладать совокупностью общих социально значимых компетенций, которые уже перечислялись вышеэто ОК1 - ОК 9 и профессиональных:

ПК 1.5 оформление проектной документации;

ПК 4.5 осуществление монтажа механического,радиоэлектронного, вакуумного, оптического, пневматического оборудования и других видов технологического оборудования.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

-о принципе работы конструкции, показанной на чертеже;

- об основных технологических процессах изготовления деталей;

- о возможностях компьютерного выполнения чертежей.

Знать:средства инженерной и компьютерной графики;

- моделирование в рамках графических систем.

- методы и приемы выполнения схем оборудования.

Уметь:использовать способы изображения пространственных форм на плоскости;

- использовать теорию построения чертежей;

- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- решать графические задачи.

При изучении дисциплины «Инженерная графика» перед преподавателем стоит задание научить обучающихся основам черчения. Привить заинтересованность к творческой инженерной деятельности, приучить к аккуратности, самостоятельности в работе, к умению организовывать себя применять теоретические знания при выполнении чертежей, чтобы были способны применить свои знания в дальнейшей профессиональной деятельности и выполнению курсовых и дипломных проектов по специальности.

Раскрытие познавательного интереса к дисциплине начинается с первых занятий. Роль стандартов, почему и для чего надо придерживаться стандартов. «Черчение - это международный язык техники» (Гаспар Монж). Это язык, необходимый каждому инженеру, который создает любой предмет. Всем, кто должен руководить осуществлением, а также мастерам, которые должны сами изготовлять его части. Все это вызывает осознанное убеждение, что нужно придерживаться стандартов.

К сожалению, не у всех студентов хорошо развито пространственное мышление, и изучение предмета вызывает определенное затруднение.

Для облегчения понимания и развития пространственного мышления удобно использовать презентации созданные в PowerPoint.

Для мотивации изучения темы: «Деление окружности на равные части и сопряжения» на экране демонстрируются детали, на примере которых показывается для чего необходимо знать построения. И одновременно выполняются эти построения. (Слайд)

Проекционный чертеж связан с пространственной фигурой и абстрактным представлением. Оно вызывает и развивает пространственное воображение обучающихся, облегчает выполнение любых действий над изображением. Использование умело выполненного чертежа гарантирует более крепкое усвоение материала. Эти качества нужны работникам любых специальностей. С помощью проекционного чертежа технически грамотный специалист (конструктор, модельер, технолог) воссоздает на бумаге свои идеи, творческие замыслы, а рабочие воплощают их в изделиях.Слайд)

В разделе «Машиностроительное черчение»изучаются такие темы как:виды, проекции, разрезы, сечения;резьбовыесоединения деталей, шпоночные, заклепочные, сварные, шлицевыесоединения; зубчатые передачи; муфты и т. д.Производятся расчеты параметров соединений, учатся выполнять и читать сборочные чертежи, чертежи общего вида, осуществляют их деталировку, кинематические и другие схемы.Выполняют планы ремонтных цехов с расположением технологического оборудования, для чего изучают требования к выполнению строительных чертежей.

Обучающимсядостаточно сложная для понимания тема «Резьбовые соединения». Поэтому, используя презентацию, можно наглядно, в движении показать соединение болтом, винтом и шпилькой. Демонстрируется фильм «Нарезание резьбы на токарном станке» (Слайд)

Для получения практических навыков обучающиеся выполняются упражнения в конспектах, для закрепления навыков по вариантам самостоятельно выполняют графические работы на чертежной бумаге в карандаше. Для проверки теоретических знаний – применяется тестовый контроль, разработки презентаций по темам. Проводили у себя конкурс «Знатоки черчения», прошел с большим интересом задания были разнообразные: разминка – по вопросам истории инструмента. Моделировали, читали чертежи, чертили рабочие чертежи деталей.

Регулярно участвуем в республиканских олимпиадах и конкурсах. Раньше занимали 2, 3 место,последние годы благодарности за участие.

Дисциплина ОП.02 Техническая механика.

Задачей изучения дисциплиныявляетсяформирование системы общепрофессиональных знаний в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, развитие технического мышления, умений решать конкретные производственные задачи.

Обучающиеся по итогам изучения курса технической механики должны обладать рядом профессиональных компетенций:

ПК1.1 -проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации

ПК1.2 - осуществлять технический контроль при хранении,эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

ПК1.3 -разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей;

ПК 2.3 – организовыватьбезопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

– законы движения или условия равновесия материальной точки, твердого тела, их систем и различных механизмов и устройств по заданным силам;

– основы проектирования технических объектов;

– основные виды механизмов, методы исследования и расчета их кинетических и динамических характеристик;

– методы выполнения кинематических и геометрических расчетов;

– основы выбора материалов и методов их упрочнения, запасов прочности и

допускаемых напряжений при расчете деталей машин в условиях статического и динамического нагружения.

- демонстрировать способность и готовностьприменять полученные знания на практике.

Занятия с использованием интерактивных педагогических технологий существенно повышают интерес студентов к изучаемому на занятиях материалу,активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся, повышают эффективность образовательного процесса в целом. Они способствуют более результативному формированию компетенций.

Я используюпроблемное занятие, мозговая атака, практико-ориентированные задачи. Они выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенцийспециалиста. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций.

При изучении темы «Центр тяжести» - изучаем: как влияет центр тяжести на занос автомобиля при поворотах, как достигается равномерные распределения нагрузки на оси автомобиля. Тема «Сила инерции. Закон кинетостатики» - изучаетсякуда направлена сила инерции при торможении, как влияет скорость и ускорение на силу инерции. Что влияет на тормозной путь автомобиля и как его определить.

Обучающимся интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

В профессиональной подготовке будущих техников целью является формирование профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта автомобилей (на примере компетенции ПК 1.2«Осуществлять технический контроль за хранением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств»).

Содержание процесса формирования этих профессиональных компетенций определяется изучением раздела технической механики - «Детали машин».

Где изучаются темы: соединения деталей машин разъемные и неразъемные; передачи: фрикционные, ременные, цепные, зубчатые. Привожу пример коробки передач автомобиля: как изменяется скорость, мощность, крутящий момент на валах, какие нагрузки испытывают валы, что является причиной выхода из строя деталей, какие способы определения неисправностей и восстановления.Для усвоения знаний применяю практические и комбинированные занятия с просмотром видеоматериалов.

Профессионально-ориентированное задание (функциональное) может использоваться на этапе актуализации знаний. Ситуация: по предложенным преподавателем вопросам проведите обсуждение в группах и заполните таблицу.

Какие зубчатые передачи применяются в автомобиле?

Где применяются цилиндрические зубчатые передачи. Какие они бывают? Перечислите достоинства и недостатки.

Когда применяются конические передачи?

Практико-ориентированное задание (может использоваться на этапе актуализации знаний или во вводном инструктаже): преподаватель демонстрирует фильм «Разборка коробки передач», обучающиеся его просматривают и по окончании фильма составляют кинематическую схему, и выполняют кинематический расчет.

Профессионально-ориентированное задание (операционное) используется на этапе самостоятельной работы. Выполнить расчет параметров цилиндрического зубчатого зацепления и начертить зацепление.

Сформированность компетенций оценивается по результатам выполнения практических работ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!