СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на то, что до поступления в колледж обучающиеся изучают дисциплину химия в течение двух лет, мне приходится констатировать тот факт, что студенты первого курса не умеют давать определения и оперировать важнейшими химическими понятиями (нередко можно услышать от студента: «Я это понимаю, а объяснить не могу!»); не могут формулировать основные законы химии, устанавливать причинно-следственные связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений (не могут решить задачу только потому, что не понимают содержание); у обучающихся не сформированы умения формулировать основные теории химии; достаточно трудно дается использование в учебной и профессиональной деятельности химического языка и символики.

Просмотр содержимого документа
«Статья «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»»

«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»


Шляпкина М.В.

ОГБПОУ «РПК», г. Родники, Ивановская область


Тема формирования речевой культуры на уроках химии – современна и актуальна. На своих уроках я обратила внимание на то, что обучающиеся плохо владеют навыками связной устной и письменной речи, плохо читают вслух, не могут высказать собственное мнение, дать ответ на поставленный вопрос, объяснить результаты проведенного эксперимента, поставить вопрос к тексту или задаче.

Причиной выбора темы стало то, что мы, ежедневно общаясь с нашими студентами, наблюдаем невысокую речевую культуру обучающихся. Низкий уровень грамотности и культуры, воздействие средств массовой информации, в том числе интернет, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг – за литературный язык, негативно влияет на речь молодежи.

При изучении химии обучающиеся встречаются с языком науки, с помощью которого объясняются химические явления, законы и т.п. По мнению российского и советского лингвиста, академика АН СССР Л.В. Щербы «…развитие речи, ставящее в себе, в сущности, узкопрактическую задачу, на самом деле выполняет важнейшую функцию подготовки научно мыслящего человека». Я помогаю обучающимся овладеть языком химии, уметь правильно произносить названия химических веществ, терминов.

Несмотря на то, что до поступления в колледж обучающиеся изучают дисциплину химия в течение двух лет, мне приходится констатировать тот факт, что студенты первого курса не умеют давать определения и оперировать важнейшими химическими понятиями (нередко можно услышать от студента: «Я это понимаю, а объяснить не могу!»); не могут формулировать основные законы химии, устанавливать причинно-следственные связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений (не могут решить задачу только потому, что не понимают содержание); у обучающихся не сформированы умения формулировать основные теории химии; достаточно трудно дается использование в учебной и профессиональной деятельности химического языка и символики.

Речевую культуру обучающихся на уроке химии, которая способствует лучшему восприятию и осознанию содержания дисциплины, я стараюсь формировать с помощью различных педагогических технологий. Приведу примеры, на мой взгляд, самых результативных.

  1. Технология проблемного обучения. Постановка проблемных вопросов дает возможность обучающимся высказываться, отстаивать свое мнение, опираясь на изученный материал, жизненные наблюдения.

  2. Технология «Метод проектов» включает в себя использование современных образовательных технологий: исследовательскую деятельность, проектную деятельность; ИКТ, технологию сотрудничества.

  3. Технология развития критического мышления достаточно результативна в организации учебной дискуссии. Например, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

  4. Использование тестового контроля с целью выявления степени усвоения материала и определения реального уровня знаний обучающихся.

Данные технологии обеспечивают гармоничное и разностороннее развитие личности обучающегося, реализацию его творческих способностей, способствуют развитию его речевой культуры, стимулируют умственную деятельность.

Умение обучающимися применять язык науки, мыслить научными понятиями повышает уровень знаний по химии.

На любом уроке химии можно создать благоприятную атмосферу и возможность свободного высказывания собственного мнения каждому обучающемуся.

Реализуя на практике приведенные выше рекомендации, можно отметить положительную динамику в повышении качества знаний обучающихся по дисциплине химия, проявлении творческой активности, повышения интереса к изучаемому предмету.

Разнообразие предлагаемых технологий поможет вам создать свою творческую систему по формированию речевой культуры обучающихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!