СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Формирование самоконтроля учащихся начальных классов на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Формирование самоконтроля учащихся начальных классов на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование самоконтроля учащихся начальных классов на уроках математики"»

Формирование самоконтроля учащихся начальных классов на уроках математики


Подготовила Монахова Оксана Анатольевна,

студентка 4 курса

Рыбинского педагогического колледжа

Научный руководитель: Щербакова Ирина Алексеевна.


Задача современного начального образования согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) состоит в том, чтобы подготовить учащегося самостоятельно контролировать себя. Согласно ФГОС НОО одним из УУД, входящих как в регулятивный блок, является умение учащихся проводить самоконтроль своей деятельности.

Проблемой формирования самоконтроля занимались такие ученые как М.Г. Ярошенко, Г.С. Селевко, и другие. Ученые Д.Б. Эльконин, Н. Б. Истомина, занимались о самоконтроле учащихся начальных классов на уроках математики. Однако вопросы о формировании самоконтроля именно у учащихся на уроках математики раскрыты недостаточно полно.

По мнению Т.И. Гаваковой, сущность самоконтроля заключается в способности учащихся самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки и недостатки в собственной деятельности на основе сопоставления выполняемых действий с конкретным или обобщенным образцом. Самоконтроль является необходимым компонентом всех видов учебной деятельности и входит в состав универсальных учебных действий, являющихся одним из результатов образования согласно ФГОС НОО.

Изучив работы Эрдниева П.М., Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, мы сделать вывод о том, что в педагогике выделяют такие виды самоконтроля, как итоговый самоконтроль или самоконтроль по результату, пооперационного самоконтроль, предваряющий (прогнозирующий) самоконтроль и др.

Процесс формирования самоконтроля, необходимо начинать с начальной школы, учитывая при этом особенности самоконтроля учащихся начальных классов. Во-первых, эмоциональное реагирование на собственные неудачи, вследствие чего возможна потеря интереса к учению. Во-вторых младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого или с участием сверстников. В-третьих, у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки и в целом подчинять их принятым правилам.

По мнению Эльконина Д.Б., чтобы сформировать у учащихся самоконтроль, необходимо соблюдать 3 этапа его формирования:

1. установка на контроль одного из аспектов деятельности,

2. затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов

3. направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.

Тогда ученик, обладающий способностью к регуляции своей деятельности, будет не только стремиться к достижению поставленной цели, например к решению учебной задачи, но и контролировать выполнение каждого своего учебного действия и предвидеть возможные ошибки.

Проанализированы возможности урока математики по формированию самоконтроля через различные задания, а именно текстовая задача, примеры – цепочки по развитию вычислительных навыков, математические диктанты с самопроверкой, которые лежать в основе самоконтроля. Такие задания формируют ответственное отношение к выполнению контроля над собой. При этом учитель использует определённые приемы формирования самоконтроля, которые выделают такие ученые как, Г.С. Никифоров, С.Г.Манвелов, В.И.Кузнецов, а именно: сверка с образцом, повторное решении задач, решение обратной задачи, проверка полученных результатов по условия задачи, решение задачи различными способами, моделирование, примерная оценка искомых результатов, позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля.

Для осуществления опытно-практической работы необходимой проблемы базой исследования выбрана МОУ СОШ №20, 4 «В» класс, в количестве 26 человек.

На первом этапе в своей работе, была проведена беседа с учителем начальных классов Тереньтьевой Т. В., с целью изучения опыта учителя по формированию самоконтроля учащихся начальных классов на уроках математики. Проанализировав ответы учителя, мы сделали вывод о том, что формирование самоконтроля является важным этапом в процессе учебной деятельности, так как самоконтроль является структурным компонентом универсальных учебных действий, выступающих согласно ФГОС НОО результатом начального общего образования. Манвелов С. Г считает, что формирование самоконтроля целесообразно осуществлять на уроках математики, при этом она использует такие приемы как: сверка с образцом, решение задач с лишними или недостающими данными, повторное решение задач и т.д.

Далее с целью определения наличия заданий для формирования самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках математики был проведен анализ УМК "Школа 2100" по математике 4 класса. Проанализировав УМК "Школы 2100", мы сделали вывод о том, что линия заданий построена так, что при изучении любой темы на уроках математики в 4 классе можно сформировать самоконтроль.

Была проведена диагностика сформированности самоконтроля на уроках математики у учащихся 4 класса, с целью выявления степени сформированности самоконтроля у учащихся. В диагностике участвовали учащиеся 4 «В» класса в количестве 21 человека. Каждому ученику был выдан бланк диагностики.

Данная диагностика была разработана самостоятельно. В данном бланке последовательно даны задания, направленные на диагностику степени сформированности самоконтроля. Задания были выбрана из учебника математики 4 класса, авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Для осуществления подсчетов данных использовалась процентная шкала, так как с помощью нее можно увидеть степень сформированности выполнения того или иного задания.

При анализе работ было выявлено, что высокая степень у 15 учащихся (71%) по умению проверки правильного решения по образцу, на умение обнаружить ошибку высокая степень у 8 учащихся (38%), также была выявлена высокая степень у 8 учащихся (38%) на умение выбора верного решения, у 16 учащихся (38%) высокая степень по умению найти правильный разряд числа, и только у 6 учащихся (28%) на умение решить задачу разыми способами была выявлена высокая степень

Следовательно, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у учащихся 4 «В» класса средняя степень сформированности самоконтроля. Большинство учащихся, а именно, Илья Д., Илья Ч., Алина Г., и т.д. имели трудности при решении заданий, способствующих формированию самоконтроля на уроках математики. Хочется отметить, что многие на задание, умение найти правильный разряд в числе, успешно справились.


В таблице представлен фрагмент проекта урока по математике в 4 классе по теме " Арифметические действия над числами".


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Актуализация знаний



  1. Увеличьте 3120 на 8 сотен.

  2. Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение?

  3. Какое число меньше 720 на 100?

  4. Увеличьте 920 на 80

  5. Разность чисел 320 и 60

  6. Увеличьте 350 в 20 раз

  7. Из 86 тысяч вычесть 4 единицы.

  8. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых наибольшее пятизначное число.

  9. На сколько 267 больше 198



( Приём: сверка с образцом)




Дети объясняют, как они считали

-3120 увеличить на 8 сотен – это значит прибавить  800, получится 3920

-42 умножить на 20. Мы  42 умножаем на 2, будет  84, и еще приписываем  0 - 840 ….

В результате проверки на доске появляется запись:

3920       840        620       1000       260        7000       85996   99999      69





Закрепление полученных знаний








Каждому раздаются листочки с этими выражениями. Дети проверяют, указывают на ошибки, исправляют. Затем два ученика записывают на доске правильное решение.


Карточки

           324                   562

        *216              *321

       1944                562

     +324                  +1034

  648        1596

653084        170502



(Приём: проверка полученных результатов)





В первом выражении вы, когда считали, третье число подписали неправильно, надо было сместить на два разряда влево, вы записали под разрядом единиц тысячи. Правильный ответ 69984

Во втором выражении вы неправильно умножили 562 на 2 десятка будет 1124 и 562 на 3 сотни будет 1.686. Теперь складываем эти три числа. В этом выражении получается 180462)



Таким образом, можно сделать вывод о том что, приёмы которые выделают такие ученые как, Г.С. Никифоров, С.Г.Манвелов, В.И.Кузнецов, а именно: сверка с образцом, проверка полученных результатов, позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля.


Библиографический список:


  1. Гавакова Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5-8 классов в учебной деятельности. Дис. канд. пед. наук, - Киев, 1964 г. - 244 с.

  2. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Под ред.Эльконина Д.Б.,Венгера А.Л. - М.: Педагогика, 1988 - 137 с

  3. Селевко Г.К.,Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.ой деятельности. Дис. канд. пед. наук, - Киев, 1964 г. - 244 с.

  4. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике, - М.: Учпедгиз, 1957. - 70 с.

  5. Психология. Словарь. / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошенко М.Г.. - 2-е изд., - М.: Политиздат, - 1990. – 593с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!