СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку на примере раздела "Чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья: Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку на примере раздела "Чтение"

Просмотр содержимого документа
«Статья: Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку на примере раздела "Чтение"»

Статья: Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку на примере раздела «Чтение»


Данная статья посвящена формированию стратегий успешного выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

В разделе «Чтение» проверяются:

- понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

- полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

- выборочное понимание необходимой/интересующей информации из
текста статьи, проспекта;

- понимание структурно-смысловых связей текста.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля
смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

• использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс
усвоения языкового и речевого материала;

• коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

• упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

В отечественной методике выделяются следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

В зарубежной англоязычной метолике также выделяют несколько
разновидностей или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

skimming (определение основной темы/идей/текста);

scanning (поиск конкретной информации в тексте):

reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла).

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо
сформировать такие навыки как:

- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

- вычленять смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарем;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

- интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

В разделе «Чтение» надо уделять особое внимание работе со словами, близкими по смыслу. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзаменах в тупик.

При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» необходимо формировать различные стратегии чтения и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. Если стоит задача понимания основного содержания прочитанного текста, от обучающихся требуется умение выделить ключевые слова и не обращать внимание на те, от которых не зависит понимание основного содержания. Следует развивать языковую догадку. Учить извлекать общий смысл слов из контекста, морфологической структуры слова,
нa основе аналогии c интернациональными словами.

На уроках следует уделять больше внимания отработке использования слов в связном тексте.

Большие сложности у учащихся среднего и старшего звена вызывают задания на множественный выбор, где проверяется полное и детальное понимание текста.

Существуют следующие стратегии выполнения данного вида чтения множественный выбор, состоящий из трех этапов.

Этап 1.

- Учащиеся просматривают все тестовые вопросы (т.е. начала предложений, концовки которых им надо выбрать) к данному тексту. При этом они не читают варианты ответов, закрывая их листочком или рукой. Просмотрев таким образом все тестовые вопросы и составив представление о теме текста, они начинают работать с ними по порядку.

- Прочитав первый тестовый вопрос (т.е. начало первого предложения), предложите учащимся закончить предложение, исходя из прочитанного текста. Откройте и прочитайте первый предложенный вариант ответа.

- Перечитайте начало предложения, откройте и прочитайте второй вариант ответа, затем - третий и четвертый. Если учащиеся явно отдают предпочтение одному из вариантов, они определяют, к какой части текста относится тестовый вопрос и находят там подтверждение своему выбору.

Если учащиеся не могут сделать выбор, они переходят ко второму этапу.

Этап 2.

- Необходимо сосредоточиться на вариантах ответов (т.е. концовках предложений) и определить, что роднит и различает четыре варианта ответа: они могут быть очень похожи с одним различием. Эту деталь и надо найти в тексте, что поможет уверенно выбрать правильный вариант ответа.

- Напомните учащимся, что если два варианта ответа совпадают по смыслу (синонимичны), ни один из них не может быть правильным.

- Обращаясь к тексту для проверки своего ответа, учащиеся читают только тот отрезок текста, который им для этого необходим.
Этап 3.
• Учащиеся читают выбранные ими ответы - все подряд. Проверяют, складываются ли они в логическую картинку и не противоречат ли содержанию текста
• Обратите внимание учащихся на то, что сформулировано четко и на то, что только подразумевается. Некоторые ответы в тесте на множественный выбор основаны на намерениях и мнениях авторов.

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку могут
быть полезными следующие рекомендации по технологии обучения чтению и выполнению заданий.

Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации. Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не переводить каждое слово в тексте. Важно учить школьников понимать ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. Если по заданию требуется понять тему отрывка, следует приучать его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема
или основная идея текста.

Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то
первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется.

При обучении чтению с извлечением запрашиваемой/необходимой информации следует ограничивать время выполнения заданий.

При выполнении заданий по извлечению запрашиваемой/необходимой информации, необходимо учить школьников концентрировать внимание на поиске только этой информации. Важно уметь отделить запрашиваемую информацию от второстепенной, ненужной при выполнении данного задания.

Следует обращать внимание учащихся на средства логической связи:
союзы и союзные слова, вводные слова, местоимения и т.д.

Если задание требует извлечь необходимую информацию из прочитанного, учите учащихся обращать внимание на вопросительные слова в заданиях.

Чтобы при выполнении задания множественный выбор, ученики
сознательно давали правильный ответ из 4 предложенных, они должны следовать следующим рекомендациям:

Быстро просмотрите текст, чтобы понять, о чем он.

Прочитайте текст внимательнее, чтобы иметь четкое представление о его содержании.

Постепенно прочитайте все вопросы и продумайте ответы к ним. Постарайтесь ответить на вопросы, не читая предложенные варианты ответа.

Вернитесь к тексту и найдите отрывок в тексте, который подтверждает
ваш ответ.

Выберите один из предложенных вариантов.

Если есть сомнения, проверьте, что другие варианты ответа либо не противоречат тексту, либо об этом в тексте не говорится.

При выполнении задания на установление соответствия научите учащихся использовать следующую стратегию:

Внимательно прочитайте инструкцию, чтобы четко представлять, что и
как вы должны делать.

Быстро просмотрите текст, чтобы понять, о чем он.

Прочитайте задания (заголовки, рубрики, утверждения) и определите
тему.

Найдите в тексте (микротекстах) ключевые слова или фразы, выражающие тему, основную мысль.

Не пытайтесь переводить текст дословно.

Не паникуйте, если в тексте Вы встретили много незнакомых слов. Ваша задача - понять основную мысль.

Помните, что в задании на установление соответствия - один заголовок,
рубрика, утверждение - лишняя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!