СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование умений работать с информацией через создание обучающих видеороликов в мастерской "Студия мультфильмов" у обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование умений работать с информацией через создание обучающих видеороликов в мастерской "Студия мультфильмов" у обучающихся 4 класса»

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ВИДЕОРОЛИКОВ В МАСТЕРСКОЙ «СТУДИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ» У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

В.В. Цымм. Студентка

Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького

Научный руководитель Е.В. Власова


Аннотация: Статья описывает опыт реализации практической работы с использованием мультимедийных технологий, таких как создание видеороликов, в рамках обучения детей основам информационной грамотности. Авторы статьи изучили эффективность данного подхода и его влияние на формирование умений работы с информацией у детей.

Ключевые слова: информация, работа с информацией, обучающее видео, ИКТ-компетенция, наглядность, видеоформат.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Обучающее видео – это эффективное средство развития мягких и твердых навыков, обучения, переподготовки и повышения квалификации. Такой формат помогает удерживать внимание, стимулирует любопытство, способствует вовлечению в образовательный процесс. Видео позволяет облегчить восприятие сложной информации, упрощает представление сложного материла, является способом демонстрации явлений окружающего мира, которые невозможно продемонстрировать в реальных условиях. [1, с. 50]

Видео является эффективным дидактическим средством. Современные информационные технологии позволяют значительно расширить диапазон видеоформатов: учебная анимация, студийные съемки, скринкасты и т.д. Некоторые форматы просты в исполнении, другие наоборот требуют финансовых затрат, большой команды разработчиков и временных ресурсов.

Принципы мультимедийного обучения помогают грамотно сочетать графические элементы с текстом, учитывая психологические особенности восприятия информации. Совместив эти принципы с теорией когнитивной нагрузки, можно быть уверенным в бережном отношении к интеллектуальным ресурсам зрителей, сохранении активности их внимания и интереса к теме.

Вовлекающее учебное видео является мощным инструментом, который может быть как эффективным, так и навредить при неосознанном применении. Перед выбором способов вовлечения и интерактивности необходимо ответить на вопрос: какую цель преследует ваше видео? какие учебные результаты ожидает зритель? послужит ли каждый конкретный вовлекающий элемент выбранной цели, не отвлечет ли от нее?

Выбор формата обучающего видео стоит определять в зависимости от целей и исходя из максимального учебного эффекта. А креативное решение может компенсировать небольшой бюджет и отсутствие сложных технологических решений. Для того, чтобы разрабатываемые учебные видео были востребованными, нужно быть в курсе современных тенденций в сфере медиа.

Началом отсчета отечественной истории образовательного видеоконтента можно считать 1896– 1898 гг., когда в Санкт-Петербурге в просветительских целях были организованы первые просмотры кинофильмов братьев Люмьер. Изначально данная просветительская возможность была доступна лишь взрослому населению, детям и подросткам, кадетам, воспитанникам церковных учебных заведений и гимназистам посещение кинотеатров запрещалось. В скором времени, прогрессивные российские ученые и педагоги осознали перспективность данного направления в процессе обучения и воспитания детей. Одним из первых упоминаний о возможностях учебного кино мы находим у Ф. А. Данилова в книге «Волшебный фонарь» изданной в 1897 г. [2, с. 74–76].

В режиме дистанционного обучения в условиях пандемии мы столкнулись с нехваткой эмоционального вовлечения в образовательный процесс. Поэтому сегодня большая роль уделяется эмоциональной составляющей. Эмоции позволяют соотносить себя с происходящим на экране, почувствовать свою связь с сюжетом. С помощью эмоций можно подчеркнуть что-то важное.

Источников образовательного контента с каждым днем становится всё больше и больше. Одним из ключевых факторов выбора того или иного медиаисточника остается качество обучающего решения. Можно выделить типичные проблемы, с которыми сталкиваются при разработке обучающих видео:

- из-за нехватки времени эксперты часто просят использовать уже существующие наработки и презентации, забывая о том, что уровень их вовлечения влияет на итоговый результат.

- отсутствие стандарта в процессе взаимодействия: что делать, как согласовывать, как вносить правки, к кому обращаться.

- длительный промежуток времени с момента создания идеи до выхода публикации продукта.

- меняющиеся запросы в процессе работы, отсутствие единой команды и другие факторы удлиняют процесс производства, в то время как тенденции требуют постоянного сокращения времени создания обучающего видео.

- отсутствие общей стилистики - важный момент, определяющий впечатление, которое производит видео на зрителя. Общий стиль положительно влияет и на то, как воспринимается видео и образовательная программа в целом.

Еще одним важным направлением является визуализация, которая дает за короткое время необходимые инструменты. В условиях пандемии усилились тенденции использования видеоформата для самообразования, всё больше людей, обращаясь к видео, хотят научиться чему-то «без воды».

Использование обучающих видео позволяет справиться с такой задачей, как объяснение новых понятий, процессов и явлений. Этому способствует наглядность, различные каналы передачи информации (изображений, аудио и текста), динамика в повествовании и эмоциональные акценты. Объяснение материала является «встраиванием нового знания» в картину мира зрителя. Создание обучающего видео должно начинаться с исследования аудитории и определения грани «знания – незнания». Это позволит соблюсти соотношение между объяснением новой информации и ее применением.

Использование обучающего видео – это способ вовлечь в образовательный процесс чувства, заинтересовать и побудить к тому, чтобы ребенок сам начал задавать вопросы. Главное правило – материал должен быть адаптирован к тому уровню сложности, которой владеет аудитория, и к тому опыту, который у нее есть.

Видеоформат требователен к техническим и методологическим ресурсам. Для получения долгосрочных преимуществ необходимо на этапе подготовки уделить большое внимание обучающему видео. Это позволит снизить количество последующих исправлений и переделок, сэкономить время и ресурсы. Ориентированное на пользователя проектирование – одна из эффективных методологий педагогического дизайна, ориентированная на разработку обучающего продукта на основе потребностей, желаний и ограничений. [3, с. 37]


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляев, Я. И. Специальные виды мультипликационных съемок, 1967. - 53-83 с.

2. Данилов Ф. А. Волшебный фонарь: Устройство его и способ употребления. Картины для волшеб. фонаря: рисов., фотогр. и делькомании, раскрашивание картин водян. и маслян. красками. Кинематограф и его устройство. Науч. демонстрации по физике и химии с помощью волшеб. Фонаря. М. : тип. т-ва И.Д. Сытина и К, 1897. 158 с.

3. Ли ЛеФевер, Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова - «Манн. Иванов и Фербер», 2013. – 290 с.

4. https://apni.ru/article/3068-obuchayushchie-videoroliki-v-sisteme-sovremen

5. https://sberuniversity.ru/upload/iblock/eb3/EduTech_39_web.pdf


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!