СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Формирование взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском саду-ясли №8 «Иволга» была реализована образовательная практика формирования взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности.

Основанием для разработки данной образовательной практики является необходимость решения задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также с поиском и определением наиболее результативных механизмов их достижения в воспитательно-образовательном процессе.

В статье описывается практический опыт реализации образовательной практики.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Формирование взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности».»

Дацук Е.С., воспитатель

МБДОУ «Детский сад-ясли №8 «Иволга» имени заслуженного учителя Российской федерации Гайнутдиновой Валентины Брониславовны», Россия

Статья «Формирование взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности».

В детском саду-ясли №8 «Иволга» была реализована образовательная практика формирования взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности.

Основанием для разработки данной образовательной практики является необходимость решения задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также с поиском и определением наиболее результативных механизмов их достижения в воспитательно-образовательном процессе.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, необходима целенаправленная работа с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Проект «Профессии моих родителей» - одна из эффективных форм взаимодействия с родителями, которая отвечает всем требованиям ФГОС ДО и способствует решению проблем современного дошкольного образования.

Практика показывает, что наиболее успешно ранняя профориентация дошкольников будет осуществляться в форме группового проекта, представленного родителями в рамках дополнительных мероприятий.

Основная идея практики состоит в том, что для успешной профориентационной работы с детьми дошкольного возраста - внедряем эффективную форму взаимодействия детей и взрослых – групповой проект «Профессии моих родителей».

Суть группового проекта заключается в следующем – родители представляют свои проекты, организуя мероприятия для презентации собственной профессии, отражающего основные их особенности.

Родители, на время проведения мероприятия, сами были в роли воспитателя, так как проводили презентацию своего проекта для детей самостоятельно.

Таким образом, реализация группового проекта «Профессии моих родителей» – это формирование эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса и решение проблемы ранней профориентации в рамках первой ступени непрерывного образования.

Организационные механизмы, которые мы используем в своей практике это проектно-программная организация деятельности в условиях ДОУ, на примере одной группы. Это можно представить следующим образом:

Групповой проект «Профессия моих родителей» был основным этапом реализации практики. Родители – представители различных профессий, работающих в разных значимых учреждениях района, в том числе и на предприятиях. Таким образом, дети, знакомясь с профессиями своих родителей, приобщались к жизни района и узнавали его социально – значимые объекты.

Реализация практики по формированию взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности проходила в четыре этапа.

На первом этапе (январь-март 2019 г) методом теоретико-методологического анализа были изучены работы, раскрывающие особенности ранней профориентации в ДОУ. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Наряду с педагогическими, большое место в западных странах занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора», (Т. Кап-лоу, Р. Ричи, М. Скотт и др.), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П.Келли и др.)

Таким образом, был изучен зарубежный и отечественный опыт, систематизирован и обоснован понятийно-категориальный аппарат рассматриваемой проблемы, продумана цель и шаги по достижению цели.

На втором этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) проведение входного анкетирования родителей на выявление уровня готовности родителей в реализации группового проекта. Параллельно проводилась работа по созданию РППС в соответствии с требованиями нормативных документов, таких как ФГОС и СанПиН, и темой реализуемой в рамках практики – ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста.

В группе были организованы различные центры. Рассмотрим их подробнее:

Уголок конструирования включает в себя более 10 видов конструктора. В данном уголке дети могут представить себя строителями (архитектор, инженер).

Уголок экспериментирования и исследования – расходный материал, колбы, различные контейнеры, лаборатория запахов (капсулы с пахнущим материалом с отверстием (гвоздика, корица, перец, чеснок и др.)), при участии родителей был создан контейнер с лейками для игры с сыпучим материалом. Здесь дети знакомятся с профессиями: ученый, лаборант;

Уголок спортивного инвентаря – спортивные принадлежности (мячи, кегли, скакалки, шайбы, клюшки и т. д.) (спортсмен, тренер)

Уголок дидактических игр – материал Монтесорри, кубики Дьеныша, настольные игры, шнуровки, вкладыши, мозаика, домино, мольберт, книги, соответствующие возрасту, сюжетные, предметные картинки доска и т.п. (учитель)

Уголок «Дочки-матери» - куклы, кроватки, коляски, шкаф с одеждой для кукол, гарнитур, кукольный дом, гладильная доска с утюгом, горшок, ванночка (няня)

Уголок «Больница» - набор медицинских принадлежностей, одежда врача, коробки от лекарств, игровой уголок «Аптека», (врач, медсестра, провизор)

Уголок «Магазин» - касса, стеллажи, витрина, коробки от кремов, муляжи фруктов и овощей и других продуктов питания, тележка (продавец)

Уголок «Кухня» - игровое оборудование: кухонный гарнитур, плита, микроволновая печь, раковина, посуда, духовой шкаф, продукты (яичница, курица, сосиски, хлеб, булочки и т. д.) (повар, кондитер)

Уголок «ПДД» - обучающие карточки, дорога, машины, спецмашины, имитация улицы, гаражи, парковка, руль, аэропорт – самолеты, вертолеты, взлетная полоса (водитель, пожарный, пилот, полицейский)

Театральный уголок – кукольный театр, пальчиковый театр, стойка с костюмами, маски, мобильный подиум (актер)

В каждом уголке расположен нарисованный плакат с правилами в данном центре, созданный совместно с детьми.

При организации предметно-пространственной среды мы взаимодействовали с родителями, с целью создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

На третьем этапе (ноябрь-декабрь 2019г.) разработка и реализация плана мероприятий презентации по разным профессиям, совместно с родителями.

На четвертом этапе (январь 2020 г.) проведено контрольное анкетирование родителей, выполнен сравнительный анализ результатов данных, а также анализ эффективности работы по ранней профориентации в проектной деятельности, сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшей работы.

Применяя практику формирования формирования взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ посредством организации проектной деятельности профориентационной направленности мы достигли следующих результатов

  1. Создана единая образовательная и доступная среда, направленная на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.

  2. Родителями реализован план мероприятий с детьми. 65% родителей представили свои профессии в разных формах (беседа, презентация, практическое занятие).

  3. Сформированы у детей представления о профессиях, предметах, необходимых в работе людей разных профессий. В словарный запас детей вошли профессиональные слова.

  4. Расширены знания детей об учреждениях района. Дети знают краткие названия социально значимых учреждений района, а также названия предприятий.

  5. Повышен уровень родительской активности в воспитательно-образовательном процессе. Родители выступили инициаторами в непосредственном участии в новогоднем утреннике (40 % родителей стали исполнителями ролей в представлении). В 2019 г. воспитанники совместно с родителями стали принимать активное участие не только в групповых проектах, но и районных, а также всероссийских конкурсах.

Таким образом, реализована цель практики:

– формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о мире труда и профессий в рамках группового проекта, представленного родителями, установление эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!