СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Формы самостоятельной работы при изучении медицинской микробиологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа- это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Формы самостоятельной работы при изучении медицинской микробиологии.»

Формы самостоятельной работы при изучении медицинской микробиологии.

Преподаватель высшей категории

Основы микробиологии

и иммунологии Ломакина М.И.


Самостоятельная работа- это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом и требованиями государственного образовательного стандарта и преподавателем.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и

семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным

вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при

выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных

и творческих задач.

Цели самостоятельной работы.

Цель самостоятельной работы студента – развитие общекультурных и профессиональных компетенций, способности и готовности обучающегося к самостоятельной образовательной деятельности в течение всей жизни.
Данная общая цель может быть декомпозирована на её базовые составляющие компоненты:

1. Формирование готовности (мотивации) студентов к управлению собственной

познавательной деятельностью с целью выработки индивидуального стиля

деятельности;

2. Систематизация и осмысление теоретических знаний и практических умений студентов;

3. Овладение междисциплинарными знаниями и умениями;

4.Формирование приёмов использования нормативно-правовых, справочных

источников;

5.Развития самостоятельности, ответственности и организованности;

6.Формирование критического мышления, инициативы способностей к саморазвитию;

7. Формирование практических (обще-учебных и профессиональных) умений и

навыков;

8. Развитие проектно-исследовательских умений;

9.Выработка навыков результативной самостоятельной профессиональной

деятельности на уровне мировых стандартов.

Задачи самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в рамках образовательного процесса решает следующие задачи:

  • закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время

аудиторных и внеаудиторных занятий, пре- вращение их в стереотипы

  • умственной̆ и физической̆ деятельности;
    приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана;

  • формирование и развитие знаний и навыков, связанных с научно-исследовательской̆ деятельностью;

  • развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной̆ программы;

  • развитие навыков самоорганизации;

  • формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • выработка навыков эффективной̆ самостоятельной̆ профессиональной̆ теоретической̆, практической̆ и учебно-исследовательской деятельности.
    для реализации задач самостоятельной работы студентов и ее осуществления необходимого ряда условий , которые обеспечивает университет

  • наличие материально-технической̆ базы;

  • наличие необходимого фонда информации для самостоятельной̆ работы студентов и возможности работы с ним в аудиторное и внеаудиторное время

  • наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;

  • обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;

  • связь самостоятельной̆ работы с рабочими программами дисциплин, расчетом необходимого времени для самостоятельной̆ работы;

  • развитие преподавателями у студентов навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций;

  • сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной̆ работы студентов, текущий̆ и конечный̆ контроль ее результатов.

Виды самостоятельной работы.

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов являются:

Подготовка информационного сообщения. Вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Написание реферата. Это объёмный вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятия. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Составление опорного конспекта. Вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа.

Составление глоссария. Вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме. Вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации.

Составление графологической структуры. Продуктивный вид самостоятельной работы студента по систе­матизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим её изображением. Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет её содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приёмов системного анализа, выделения общих эле­ментов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли сред­ства выражения (наглядности).

Составление тестов и эталонов ответов к ним. Вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свобо­ду выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.

Создание презентаций. Вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.

На мой взгляд, самостоятельная работа, по самой своей сути, предполагает максимальную активность каждого студента. Она проявляется и в организации работы, и в использовании целенаправленного восприятия, переработки, закрепления, применения знаний и в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания в убеждения, неуклонно руководствоваться ими в своей повседневной деятельности. 
Любая самостоятельная работа, на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям студента, степени сложности, удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи.



Литература.

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального

образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ

«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов

н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

4. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы

студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед.

наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т.

 Ростов-н/Д, 2001.  23 c.

5. infourok.ru – сайт для учителей;

6. открытыйурок.рф – сайт для учителей;

7. nsportal.ru – социальная сеть работников образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!