СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Функции педагога как психолога и организатора"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает понятие педагогических функций. Знакомит читателя с важностью их понимания с целью применения в обучающем процессе. В статье рассматривается несколько наиболее распространенных педагогических функций, раскрывается их значение, умение грамотно применять в практической деятельности. Важность статьи в том, что педагогу необходимо владеть и умело применять данные функции в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и поставленной цели. Помочь ученикам реализовать свои возможности, найти свои пути к достижению поставленной цели, не бояться критики со стороны окружающих.  

Просмотр содержимого документа
«Статья "Функции педагога как психолога и организатора"»

Функции педагога как психолога и организатора

Гриненко Галина Николаевна

г. Армавир, ул. Свердлова, 79

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

электронная почта: [email protected]

Аннотация

Данная статья раскрывает понятие педагогических функций. Знакомит читателя с важностью их понимания с целью применения в обучающем процессе. В статье рассматривается несколько наиболее распространенных педагогических функций, раскрывается их значение, умение грамотно применять в практической деятельности. Важность статьи в том, что педагогу необходимо владеть и умело применять данные функции в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и поставленной цели. Помочь ученикам реализовать свои возможности, найти свои пути к достижению поставленной цели, не бояться критики со стороны окружающих.

Ключевые слова

Педагогическая функция, прогностическая функция, диагностическая функция, воспитательная функция, аналитико-оценочная функция, коммуникативно-обучающая функция, конструктивно-планирующая функция, проектировочная функция, информационно-объяснительная функция.


Implementation of pedagogical functions in the learning process

Grinenko Galina Nikolaevna

Armavir, Sverdlov str., 79

ARMAVIR medical College»

teacher

email: [email protected]

Annotation

This article reveals the concept of pedagogical functions. Introduces the reader to the importance of their understanding for the purpose of application in the learning process. The article considers some of the most common pedagogical functions, reveals their importance, the ability to apply competently in practice. The importance of the article is that the teacher needs to own and skillfully apply these functions depending on the specific situation and the goal. Help students realize their potential, find their way to achieve the goal, not to be afraid of criticism from others.

Keyword

Pedagogical function, prognostic function, diagnostic function, educational function, analytical-evaluation function, communicative-training function, constructive-planning function, design function, information-explanatory function.



«Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия»

Н.И. Мирон


Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся [1].

Педагог - это человек, который, владея знаниями педагогических функций, ведет учеников к достижению намеченной цели. А целью является познание того или иного предмета, овладениями умениями и знаниями и способность применять полученные навыки в практической деятельности. Чтоб заинтересовать учащегося предстоящим процессом обучения, надо быть и отличным организатором, и умелым диагностом, и грамотным проектировщиком, и дипломатом. Ведь будь то класс учеников или группа студентов, все они совершенно разные личности во всех отношениях: и в воспитательном, и в познавательном, и в культурном плане. И чтоб достичь конечной цели обучения, педагог должно найти индивидуальный подход к каждому своему воспитаннику. Дать понять ему как он важен и как он неординарен как личность.

Я никогда не задумывалась о важности педагогических функций и их реализации в процессе преподавания и простого общения до того момента, пока не столкнулась с классным руководством.

Я проснулась рано утром с мыслью о том, что скоро мне предстоит встретить свою новую группу. На душе было как-то тревожно: какие они? сколько их? как они быстро найдут общий язык со мной и друг с другом? Эти мысли меня преследовали до самой торжественной линейке, посвященной «Дню знаний», пока я не увидела лица своих новых подопечных. Они были абсолютно разные: кто весело щебетал со своими родителями, кто стоял с испуганными широко раскрытыми глазами в стороне, кто широко улыбался мне в ответ. Я поймала себя на мысли, что это не они переживают о предстоящем знакомстве, а я. Я постоянно прокручивала в голове свой монолог первого общего классного часа, так как хотела предстать перед аудиторий уверенным в себе, грамотным и компетентным педагогом-руководителем. Хотела заручиться поддержкой их родителей и понравиться студентам.

Таким образом, на данном этапе реализовалась коммуникативно- обучающая функция, которая является неотъемлемой частью образования. Коммуникативная функция — установление с субъектами в обучении целесообразных взаимоотношений для стимулирования их активности в учении и других видах деятельности, для формирования у них устойчивого познавательного интереса и, в конечном итоге, познавательной потребности к знаниям и умениям вообще и к знаниям и умениям в своей будущей профессиональной деятельности, в частности.

Коммуникативная функция связана с прямым, непосредственным, вербальным взаимодействием, общением преподавателя с обучающимся[2].

Основная задача коммуникативно-обучающей функции преподавания — мотивационное, личное, непосредственное воздействие преподавателя на обучающихся для их предварительной ориентировки в предстоящей учебной деятельности и стимулировании их активности в учении. При этом именно «живое» общение преподавателя с группой обучающихся дает потенциально наибольший информационно-мотивационный эффект.

Когда родители разошлись, мы стали знакомиться. Каждый ребенок рассказывал о себе понемногу: о своих увлечениях, о своей семье, питомцах и многом другом. Я молча слушала, наблюдала за их поведение, манерой общения и складывала первоначальное впечатление о каждом студенте: уровне его интеллектуальных способностей, культуре общения и т.д.

На данном этапе реализовалась диагностическая функция педагогики. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития обучающихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Поэтому я должна была определить с чем мне предстоит столкнуться и какие педагогические технологии оптимально применять в процессе обучения, чтоб достичь единого уровня усвоения своей дисциплины и взаимопонимания между студентами и лично со мной.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности студента[1].

Диагностическая функция, на мой взгляд, является платформой для еще двух функций- прогностической и проектировочной. Ведь, зная какие способности у каждого студента, педагог должен максимально точно определить результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества. Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели[3].

Таким образом, зная возможности к обучения своих учеников и предвидя результат своей деятельности, преподаватель выбирает наиболее эффективную педагогическую технологию, которая приведет к намеченной цели обучения.

С одной стороны, все эти три функции (диагностическая, прогностическая и проектировочная) занимаются решением различных по своей сути вопросов, но, с другой стороны, они являются разными сторонами одной общей педагогической функции- конструктивно-планирующей, которая занимается прогнозированием и планированием учебного процесса.

В течении последующей недели я определила кто из группы проявляет качества организатора и лидера, к чьему мнению прислушиваются учащиеся, кто больше любит выполнять задания пассивно, что интересно каждому студенту. Мне предстояло собрать классный час по поводу выбора актива группы и организовать дальнейшую «жизнь» в группе в качестве сплоченного коллектива. Следовательно, речь идет об организаторской функции.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого преподавателю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением[4].

Как куратор группы, и прежде всего как педагог, я обязана выполнять информационно-объяснительную функцию. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. От того, как сам преподаватель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Вот почему так важно не просто хорошо знать свой предмет в теоретическом плане, но и любить его, передавая свои эмоции ученикам.

Аналитико –оценочная функция педагогики основывается на анализе процесса обучения и воспитания, способности вносить в него надлежащие коррективы, оценивать итоги своей деятельности. Грамотно сформированный учебно-воспитательный процесс, полное взаимопонимание между учителем и учениками ведет в положительной оценке педагогической деятельности. Обязанность преподавателя заключается в адекватном анализе своих действий и формировании выводов о дальнейшем использовании выбранной педагогической технологии. Если же его не устраивает результат обучения и образовательная цель не полностью достигнута, значит, необходимо менять тактику преподавания. Поэтому умелое владения аналитико-оценочной функцией так необходимо педагогу в процессе его педагогической деятельности.

В заключении статьи хочу сказать, что педагог- это мастер, который должен умело манипулировать всеми имеющимися педагогическими функциями в процессе образования и воспитания. Ведь все они взаимосвязаны и преследуют общую цель- достижение положительного результата в обучающем процессе, умение в дальнейшем применять теоретические знания в практической деятельности. Каждая отдельная функция является началом или продолжением последующей. И учитель, зная эту особенность, должен выстраивать их в нужной ему последовательности, конкретной для данной ситуации. И только в этом случае процесс обучения будет гармоничный и плодотворный, задачи обучения будут реализованы в полной мере, а цели обучения будут достигнуты

Список литературы:

  1. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.

  2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.

  3. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2007.

  4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!