ГИЛЯЗОВ А.А.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
г. Самара
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ
ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО
КОМПЛЕКСА ГТО
Проблема сохранения и укрепления здоровья россиян продолжает
оставаться актуальной и социально-значимой. Казалось бы, во всех струк-
турах, на всех уровнях проходит обсуждение, принятие решений, планов,
разработка программ действий. Однако изменения в социально-
экономическом положении в стране, характеризующиеся отсутствием со-
циальной стабильности, нарастанием стрессовых воздействий, недостаточ-
168
ной медицинской помощи привело к ухудшению показателей здоровья
населения России. Исследования заболеваемости свидетельствуют, что в
последние годы на первом месте находятся заболевания сердечно-
сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (остео-
хондроз, сколиоз и т. п.), на третьем – органов дыхания, т. е. заболевания,
наиболее значимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности. В
докладе Национального разведывательного совета США «Глобальные тен-
денции развития человечества до 2015 года» сказано, что население России
не только сокращается, но становится все менее и менее здоровым, а зна-
чит, теряет способность служить движущей силой экономического воз-
рождения. Показатель средней продолжительности жизни россиян так и не
повысился. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подрост-
ков Научного центра здоровья детей РАМН в период школьного обучения
происходит ухудшение состояния здоровья детей в связи с увеличением
учебной нагрузки, массовой модернизацией, большим желанием родите-
лей, чтобы их ребенок был самым лучшим. Наблюдается увеличение в 3
раза количества детей, использующих очкам для коррекции зрения, а по-
стоянно носящих – в 5 раз. Происходит ухудшение состояния органов пи-
щеварения, чему способствуют постоянные перекусы, фаст-фуды и прочее.
Увеличивается число нервно-психических расстройств на фоне ненорми-
рованного распорядка дня. Также в 2 раза увеличилось число абитуриентов
и студентов с врожденной и приобретенной патологией.
Занятия физической культурой и спортом, как признанные во всем
цивилизованном мире эффективные средства для поддержания работоспо-
собности, сохранения и укрепления здоровья, придадут решению этой
проблемы действенный импульс и сдвинут с мертвой точки процессы
улучшения здоровья граждан России и особенно молодого поколения [2].
Первой отправной и, пожалуй, самой эффективно точкой в этом процессе
является внедрение ГТО. Комплекс ГТО – разрабатываемая программная и
нормативная основа физического воспитания населения России. Он
направлен на повышение эффективности использования возможностей фи-
зической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и все-
стороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении
преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государствен-
ной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и
спорта» доля населения, систематически занимающегося физической куль-
турой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40 %, а среди обучаю-
щихся –80 %. Поэтому необходимо повысить эффективность государ-
ственной системы физического воспитания населения.
Концепция Комплекса разработана в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года. Она определяет
цель, задачи и механизмы реализации Комплекса. В соответствии с Указом
169
Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) с 1
сентября 2014 года начал свое действие на территории нашей страны.
Предусматривается подготовка и непосредственное выполнение
установленных нормативов населением различных возрастных групп от 6
до 70 лет и старше.
В качестве испытаний определены бег, прыжки, подтягивание, пла-
вание и другие дисциплины, направленные на развитие быстроты, силы,
выносливости, гибкости и координации. Практически все они включены в
школьную программу.
Реализация проекта возрождения комплекса ГТО позволяет решить
три важнейшие задачи в сфере государственной политики в области спорта:
1. ГТО – это самый объективный инструмент оценки физического
здоровья нации, что важно для решения задач государственного и соци-
ально-экономического планирования.
2. ГТО позволит каждому человеку получить объективную оценку
своих физических возможностей в соответствии с возрастными нормами.
Это может стать ключевой мотивацией к здоровому образу жизни.
3. Это стимулирование в рамках Стратегии развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации, в рамках которой создан ме-
ханизм государственно-общественного партнѐрства, позволяющий объ-
единить интересы органов государственной власти, общественных органи-
заций, населения региона в стремлении укрепить позиции массового спор-
та и предложить наибольшее количество услуг в спортивной сфере.
Технология вовлечения населения в сдачу норм комплекса ГТО ос-
нована на принципах добровольности участия, доступности нормативов и
ориентированности на массовое участие всех категорий граждан. При этом
приоритетное направление отводится процессу подготовки населения к
сдаче нормативов комплекса ГТО, а затем – сама сдача на базе спортивных
сооружений спортклубов, учебных организаций и т.д. То есть главная за-
дача – создать оптимально комфортные условия для подготовки и сдачи
норм комплекса ГТО различных слоев населения. Все участники получают
книжку для оценки своих результатов, а достигшие положительных ре-
зультатов, естественно, золотой и серебряный знаки [5].
Особую актуальность в процессе работы с населением приобретает
деятельность педагога по физической культуре. Профессиональная компе-
тентность педагога по физической культуре – это владение необходимой
совокупностью теоретических и практических знаний, спортивными уме-
ниями и навыками, определяющими сформированность его педагогиче-
ской деятельности, педагогической культуры общения и личности препо-
давателя по физической культуре как носителя ценностей, идеалов, педа-
гогического сознания физической культуры. При этом профессиональная
деятельность преподавателя по физической культуре направлена на изуче-
ние и совершенствование физических, психических и функциональных
170
возможностей учащихся, на разработку, утверждение и внедрение принци-
пов активного и здорового образа жизни, а также на практическую реали-
зацию принципов средствами физической культуры и спорта, на формиро-
вание личности [1].
Профессиональная педагогическая деятельность, которая заключает-
ся в наличие высокого уровня необходимых профессиональных компетен-
ций, а также владения педагогической технологией, определяет и личность
педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Профессиональная деятельность преподавателя по физической куль-
туре заключается в сохранении, поддержании на должном уровне здоровья
учащихся, развитие имеющихся навыков и умений, вывод на новый уро-
вень. Немаловажным аспектом здесь является и наличие культуры обще-
ния как с обучающимися различных возрастных групп, так и с их родите-
лями. Профессиональная деятельность преподавателя по физической куль-
туре определяет и его внешний вид в течение всей профессиональной ка-
рьеры, поскольку он является некоторым примером для занимающихся. В
первую очередь преподаватель должен следить за своей спортивной фор-
мой и работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероят-
ностью «напрасности» многолетней работы по обстоятельствам, завися-
щим от спортсменов и от индивидуально-физиологических особенностей
их организма [4].
На сегодняшний день развитие сферы физической культуры и спор-
та, а значит и сознание каждого преподавателя по физической культуре,
являются некой площадкой острой конкуренции двух актуальных тенден-
ций: с одной стороны – авторитарных репродуктивных установок и сте-
реотипов, развивающихся в сфере физической культуры и спорта, а с дру-
гой – ценностей педагогического гуманизма, творчества и профессионализма.
Противостояние этих двух основных тенденций объясняет суть кри-
зиса в общем, в особенности в сфере физической культуры и спорта.
Первой тенденции присуще управление человеком в качестве основ-
ного средства достижения намеченной цели, от которого необходимо каче-
ственное выполнение своих профессиональных обязанностей, которые он
реализует в процессе своей деятельности. В данной ситуации преподава-
тель по физической культуре действует в соответствии с должностной ин-
струкцией, выполняет все предписания, то есть является объектом и испы-
тывает на себе воздействие авторитарных установок и стереотипов. Лич-
ностно-профессиональные компетенции преподавателя по физической
культуре сводятся до функционально-исполнительских и не несут весомой
нагрузки как на преподавателя, так и на учащихся. Данный тип системы
«человек-деятельность» представляет собой бессубъектные отношения.
Как подчеркивал Э.М.Калицкий, «… трудность, на которую раньше мало
обращали внимание, состоит не в том, что плохо разработаны управленче-
ские проблемы, недостаточно намечена стратегия развития или неадекват-
171
ны средства решения задач. Главное то, что «внизу» отсутствуют субъекты
социальной деятельности» [3].
В режиме воспроизводства старых норм, образцов поведения и дея-
тельности, замещающих рефлексивные процессы особенностей мышления,
понимания, развития, не может происходить ее качественного преобразо-
вания. Основной фигурой реализации нововведений, которые выступают
столь необходимыми во всех областях профессиональной деятельности и
деятельности преподавателя по физической культуре, в первую очередь,
должна быть личность. Определение человека в качестве основной связу-
ющей ценности в отношениях «человек-деятельность» дает возможность
для спортивной профессиональной деятельности на качественно новом
уровне, где фундаментальным является принцип развития. Здесь в каче-
стве субъекта выступает личность, которая ориентирована на создание но-
вых форм общественной жизни [6].
Первостепенным для преобразования профессиональной деятельно-
сти преподавателя по физической культуре является перестройка сознания,
отказа от сформировавшихся и утвердившихся стереотипов мышления, де-
ятельности, которые не дают развиваться должным образом и удерживают
профессиональную деятельность на одном уровне. Реализация субъектно-
личностного характера деятельности означает умение преподавателя по
физической культуре четко и ясно выделять и определять сложившуюся
социокультурную проблему, а также эффективно выстраивать свою дея-
тельность в данных условиях. Здесь следует отметить, что, в первую оче-
редь, речь идет о формировании управленческого мышления, раскрываю-
щего границы сознания личности и его индивидуальные способности.
Таким образом, качественное выполнение профессиональных задач
преподавателя по физической культуре по внедрению комплекса ГТО поз-
волит перенести акцент в развитии физической культуры и спорта на мас-
совость и снизить уровень заболеваемости и травматизма наиболее эконо-
мичным способом профилактики заболеваний, основу которой составляют
знания в области культуры гигиены, правильного питания, поддержания
здоровья на должном уровне и занятия физической культурой. Привлече-
ние людей всех возрастов и социальных групп к занятиям физической
культурой и спортом создаст необходимые условия для рациональной ор-
ганизации их досуга и активного отдыха. И, что не менее важно, создаст
особую среду общения, необходимую для формирования морального и
эмоционально-психологического здоровья.
Литература:
1. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учеб. Пособие / А.А.Васильков. –
СПб.: Феникс, 2008. – 174 с.
2. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие
/ Э.Б. Крайнова. – М.: Форум, 2007. – 208 с.
3. Калицкий Э.М. Трансформация профессионального образования в современ-
ном обществе / Э.М.Калицкий // Наука и образование, 1997. – № 5. – С. 12–16.
172
4. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник
для вузов / В.С.Кузнецов, Ж.К.Холодов. – М.: Академия, 2009. – 525 с.
5. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов),
входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО). М.: Минспорт, 2014.
6. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие /
С.Д.Неверкович, Т.В.Аронова, А.Р.Баймурзин. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
ГИЛЯЗОВ А.А.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
г. Самара
ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
(ГТО)
Одной из активно обсуждаемых проблем в сфере физической куль-
туры и спорта на сегодняшний день остается проблема сохранения и
укрепления здоровья населения. Врачи и педагоги регулярно приводят
неутешительную статистику, отражающую состояние здоровья детей и
подростков, выпускников школ и призывников [1]. Именно с этим связан
поиск стратегии и механизмов развития физической культуры, способных
привлечь большую часть населения к ведению здорового образа жизни и,
как следствие, повышению уровня здоровья нации.
В соответствии с Конституцией и Федеральным законом «Об обра-
зовании в Российской Федерации» приоритет жизни и здоровья человека
является одним из основополагающих принципов государственной поли-
тики в области образования. Для реализации данного принципа 24 марта
2014 года Президентом РФ В.В.Путиным был подписан Указ № 172 «О
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (ГТО)», что определило вектор развития системы физической
культуры в стране. Важное место в плане внедрения ГТО отводится про-
цессу интеграции комплекса в систему образования. В соответствии с
«Положением» ГТО включает в себя 11 возрастных ступеней, 6 из которых
рассчитаны на обучающихся образовательных учреждений разного уровня [2].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Россий-
ской Федерации» федеральные государственные образовательные стандар-
ты обеспечивают «государственные гарантии уровня и качества образова-
ния на основе единства обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ и результатам их освоения» [4].
Именно ФГОС являются основой при разработке образовательных про-
грамм, определяющих содержание образования, образовательными учре-
173
ждениями. В связи с этим необходимым условием интеграции ГТО в си-
стему образования является внесение изменений в ФГОС дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, среднего и выс-
шего профессионального образования, а также соответствующие образова-
тельные программы для учета государственных требований к уровню фи-
зической подготовленности, уровню знаний и умений в области физиче-
ской культуры и спорта в соответствии с «Положением о Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе ГТО – программной и нормативной
основой системы физического воспитания различных групп населения
Российской Федерации.
Интеграция ГТО в систему дошкольного образования связана с вы-
делением в комплексе 1-й ступени (от 6 до 8 лет): обучающиеся подгото-
вительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ГТО. У обуча-
ющихся дошкольных образовательных учреждений необходимо осуществ-
лять не только физическое развитие, требования к которому закреплены в
действующем стандарте [3], но и формировать представление о ГТО. В
связи с этим предлагаем изменить п. 2.6. дополнением, что физическое
развитие включает приобретение опыта в видах двигательной деятельно-
сти детей направленных, в том числе на подготовку к сдаче нормативов
Комплекса ГТО 1-й ступени и формированием начальных представлений о
ГТО в контексте почетного гражданского достижения.
Обучающиеся школ сдают нормы ГТО в соответствии с требования-
ми 1 – 5 ступеней (от 6 до 17 лет). На этих уровнях образования (начальное
общее, основное общее, среднее общее) физическое воспитание должно
быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но
и с формированием ценностного отношения к собственному здоровью,
формированием когнитивной базы, достаточной для организации самосто-
ятельных занятий по физической культуре, организации режима двига-
тельной активности, включением физической культуры (в том числе и
подготовки к выполнению норм ГТО) в контекст духовно-нравственного и
патриотического воспитания. В связи с вышесказанным мы предлагаем
внести следующие изменения в ФГОС основного общего образования и в
стандарт основного общего образования по физической культуре:
В п. 11.8 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятель-
ности, в Разделе Физическая культура:
в пункт 2 внести дополнение об овладении системой знаний возник-
новения и развития ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к сда-
че нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотиче-
ское воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте по-
четного гражданского достижения;
в пункт 3 внести дополнение, в том числе связанных с подготовкой к
выполнению норм ВФСК ГТО и организацией недельного двигательного
режима;
174
в пункт 5 внести дополнения, в том числе связанные с подготовкой и
сдачей нормативов ГТО.
В стандарт основного общего образования по физической культуре –
изучение физической культуры на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление
здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опы-
та физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью;
приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортив-
но-оздоровительной деятельности;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-
ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-
оздоровительной деятельности;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и со-
временном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, о воз-
никновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к
выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное,
патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в
контексте почетного гражданского достижения.
В раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» добавить
комплексы упражнений, направленные на подготовку к выполнению норм
ГТО и организацию недельного двигательного режима.
В раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» добавить:
«в результате изучения физической культуры ученик должен:
Знать/понимать:
роль физической культуры и спорта в формировании здорового об-
раза жизни, о возникновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об осно-
вах подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-
нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую дея-
тельность в контексте почетного гражданского достижения, организации
активного отдыха и профилактике вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физиче-
ских качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа.
Уметь:
составлять и реализовывать комплексы упражнений утренней и кор-
ригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей орга-
низма человека;
выполнять упражнения, тесно связанные с акробатикой, гимнасти-
кой, легкой атлетикой и технические действия в спортивных играх;
выполнять комплексы ОРУ, направленных на развитие и формиро-
вание главных физических качеств, а также упражнения, связанные с под-
175
готовкой к выполнению норм комплекса ГТО и организацией недельного
двигательного режима, адаптивной (лечебной) физической культуры с уче-
том состояния здоровья и физической подготовленности;
осуществлять постоянное наблюдения за своим физическим развити-
ем и индивидуальной физической подготовкой, соблюдать требования к
недельному двигательному режиму;
четко соблюдать правила техники безопасности во время проведения
физических упражнений;
проводить судейство школьных соревнований в соответствии с ка-
лендарно-тематическим планированием по одному из базовых видов
спорта;
осуществлять связь теории с жизнью и применять не только на прак-
тике, но и в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки для
проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения,
коррекции осанки, развитию основных физических качеств, совершенство-
ванию техники движений, улучшению общего самочувствия и др.;
максимальное введение занятий по физической культуре и спорту в
активный отдых и досуг.
В рамках организации среднего профессионального образования
представляется необходимым внесение в ФГОС следующих изменений.
Включить в ФГОС СПО общие компетенции (ОК):
(должен обладать способностью) использовать средства физической
культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности,
для подготовки к выполнению нормативов ГТО;
(должен) осознавать гражданскую ответственность за сохранение и
укрепление своего здоровья.
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена для
реализации модуля «Физическая культура» предусмотрена максимальная
учебная нагрузка обучающегося в объеме 336 часов, обязательные учебные
занятия в объеме 168 часов. Необходимо изменить требования к знаниям,
умениям, практическому опыту. В результате освоения / изучения модуля
«Физическая культура» обучающийся должен:
Уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО,
достижения жизненных и профессиональных целей.
Знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном
и социальном развитии человека;
об основах подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
основы здорового образа жизни, в том числе особенности организа-
ции недельного двигательного режима.
Изменения в ФГОС высшего профессионального образования целе-
сообразно вносить с учетом сферы профессиональной деятельности.
176
В ФГОС направлений подготовки, для которых физическая культура
не является сферой профессиональной деятельности, необходимо вклю-
чить общекультурные компетенции (ОК):
способность использовать средства и методы физической культуры
для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельно-
сти, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
использовать основы знаний в области физической культуры для
формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья/ ценностного отношения к своему здоровью, для ведения
здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательно-
го режима.
В ФГОС направлений подготовки/профилей, для которых физиче-
ская культура является сферой профессиональной деятельности, необхо-
димо включить общекультурные компетенции (ОК):
способность использовать средства и методы физической культуры
для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельно-
сти, для подготовки к выполнению нормативов ГТО;
использовать основы знаний в области физической культуры для
формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление
своего здоровья/ ценностного отношения к своему здоровью, для ведения
здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательно-
го режима, общепрофессиональные компетенции (ОПК);
способность осуществлять подготовку к выполнению нормативов
ВФСК ГТО через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, ту-
ристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского
достижения.
В профессиональные задачи при характеристике видов профессио-
нальной деятельности необходимо добавить:
осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание в
процессе занятий;
обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответ-
ствующий требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов, в том числе в части выполнения нормативов ГТО, обеспечи-
вать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также
достаточный уровень физической подготовленности учащихся для выпол-
нения нормативов ГТО, сохранения и укрепления здоровья и трудовой де-
ятельности;
способствовать формированию гражданской позиции и повышению
уровня патриотизма в процессе занятий, приобщению занимающихся к ду-
ховно-нравственным ценностям, в том числе через приобщение к нацио-
нально-региональным традициям и туристско-краеведческой деятельности;
предусмотреть в ФГОС по образовательным программам магистер-
ской подготовки и подготовки кадров высшей квалификации в вариатив-
ной части дисциплину «Физическая культура» с общей нагрузкой 180 ча-
177
сов для организации лабораторных (практических) занятий и выполнение
нормативов ГТО.
Включение указанных изменений и дополнений в ФГОС обеспечит
успешную интеграцию ГТО в систему образования в качестве не только
средства физического воспитания, но и элемента духовно-нравственного и
патриотического воспитания.
Литература:
1. Биктуганов Ю.И., Вихрева А.Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Все-
российского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
при реализации программы Свердловской области «Подготовка молодежи к военной
службе в Свердловской области до 2020 года» // Педагогическое образование в России.
2014. – №9. – С.10 – 14.
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном __________комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] URL: http://ifk.uspu.ru/
images/stories/doc/VFSC/Постановление_Правительства_РФ_от_1
1_06_2014_N_540_Об_утвер.pdf (дата обращения 01.10.2014) 35.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра-
зования [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html
(дата обращения 01.10.2014)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 01.10.2014)__