СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Игровые технологии на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Игровые технологии на уроках русского языка»»

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности .


В.А. Сухомлинский

Актуальность моей статьи связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развить в нем интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности.

Цель статьи: повышение интереса к изучению русского языка ; формирование у учащихся умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью; развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся; активизация познавательной деятельности.

XXI век - век сложного поиска новых технологий обучения. Эффективное обучение - это всегда развитие человека, изменение его взглядов, установок, ценностей, норм. Каждый урок русского языка - сложная, целостная, динамическая система содержания учебного материала и организации работы с ним, которая прежде всего направлена на усвоение материала, указанного в теме урока. Цель урока совпадает в целом с целью учебного процесса в целом.

Как сделать урок иʜᴛересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.

Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность.

Игра имеет много различных определений. Итак, игра – это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит нормы деятельности, способствующие приобщению к культуре и познанию действительности.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденность, и не позволяет обнажить свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы так, как это делает игра. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои потенциальные возможности. Именно поэтому игре придается большое значение в системе профессиональной подготовки людей.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».1 Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

С помощью игры ребенок приучается к труду и продолжению дела старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка.

Игра создает благоприятный психоэмоциональный фон для работы на уроках. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу педагога и учащихся.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Ушинский К.Д.

Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Особенно это, по мнению М. В. Кларина, касается тех случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых лучших педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».1

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

_________________________

Макаренко А.С. Игра. Соч. - М., 1957. Т.IV.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: 

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; 

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. 

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. 

1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

2. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

I. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм.
1. «Словарное лото»

2. «В эфире - новости»

3. «Эхо».

4. «Я работаю волшебником»
5. «Кто быстрее?»
II. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
1. «Составь текст и озвучь его»

2. «Пригласите друга на обед»

3. «Конкурс дикторов».

III. Игровые задания, направленные на развитие речи.

1. «Запишем сказку»
2. «Волшебный лес»
3. «Дополни слово»
4. «Кто больше?»

IV. Лексико-фразеологические игры

1. «Собери фразеологизм»

2. «Угадай-ка»

3. «Собери пословицу»

4. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

5. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

V. Игровые задания, направленные на систематизацию знаний о частях речи.
1. «Домино» (по теме «Глагол»)
2. «Зебра» (по теме «Имя существительное»)

3. «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное»)
4 . «Чистая доска»
Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся:
1) настольные игры; (домино, лото);
2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки).


Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность.

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.



Список использованной литературы

  1. Баев П.М. Играем на уроках русскᴏᴦᴏ языка. М., Русский язык, 2000г.

  2. Власенков А.И. Стоит сказать, что развивающее обучение русскому языку. М., 1983г.

  3. Волина В. Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург,2000г., с.7.

  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке, Ленинград, Просвещение, 2003г.

  5. Метс Н.А., Акшина А.А. Русский язык в часы досуга. Учебное пособие. М., Русский язык, 2009г.

  6. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Отметим, что под редакцией Л.Д. Чесноковой. М., Просвещение. Учебная литература. 

  7. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся иʜᴛᴇреса к изучению русскᴏᴦᴏ языка, М., Просвещение, 2007г.

  8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,- М.,1998.Т.1. с.104.

  9. Текучев А.В. и др. Основы методики русскᴏᴦᴏ языка в IV – VIII классах. – М., 1999, с.211. 

  10. В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русскᴏᴦᴏ языка. Волгоград, 2009г.



















11Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!