Матвеева Наталья Сергеевна
Учитель начальных классов
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация: в данной статье представлены основные уровни компетент- ности педагога, описаны нововведения в образовании, значительно улучшающие и облегчающие учебно-воспитательный процесс. ИКТ-компетентность рас- сматривается как один из основных показателей профессионализма, без кото- рого не обходится современный учитель. Авторами обоснована эффективность и описаны особенности применения технических новинок, интерактивных средств и презентаций в учебном процессе, представлена классификация уров- ней ИКТ-компетентности педагога.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, учитель-наставник, информаци- онные умения, информационные навыки, ФГОС, этапы развития ИКТ-компе- тентности.
Современный мир не стоит на месте, происходит модернизация всех обла- стей развития человечества. Компьютерные технологии усиленно вторгаются в нашу жизнь. В последнее время мы ясно можем проследить увеличение влияния современных медиасредств на развитие человека. Особенно ярко это проявля- ется в воздействии на детей, которые, например, вместо прочтения книг выберут
игры на компьютере. Поэтому стало актуальным каждому образованному чело- веку, тем более учителю начальных классов, иметь базу знаний, умений и навы- ков и элементарные представления по работе с компьютером, медиасредствами, то есть быть ИКТ-компетентным. Важные, но фрагментарные элементы ИКТ- компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификацион- ные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро разви- вается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, мо- бильным телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. д. все это наталкивает на развитие компетентностей у субъектов учебного процесса.
Уже сегодня происходит формирование и развития и повышения ИКТ-ком- петентности как у обучающихся младшей школы, так и у учителей, не связанных с предметом «Информатика». Мы считаем, что первостепенные преимущества новых стандартов образования должны опираться на развитии ИКТ-компетент- ности и формировании ИКТ-грамотности на всех ступенях обучения. Можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала инфор- мационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учи- теля. Уже сегодня в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте говорится о том, что нужно развивать ИКТ-компетентность не только у обучаю- щихся, но и у учителей, чтобы вторые могли свободно пользоваться современ- ными технологиями и насыщать урок [5; 6].
На самом деле, развитие различного рода компетентностей не происходит в один день, это сложный, комплексный, неразрывный процесс, который представ- ляется несколькими этапами. Сначала идет формирование базовой ИКТ – компе-
тентности, то есть становление начальный знаний и умений, связанных с исполь- зованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на уровне пользователя. Дальше происходит подготовка учителя как наставника, способного передать знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. В завершении структурирования необходимо сказать, что после этого учитель начальных клас- сов будет свободно пользоваться информационно-коммуникационными техно- логиями, зная при этом многие возможности технологий.
М.А. Горюнова выделяет следующие уровни ИКТ-компетентности педа- гога [1]:
Базовый. Данный уровень подразумевает накопление базовых знаний, умений, навыков, необходимых для знакомства с компьютерной грамотностью и решения образовательных задач средствами ИКТ-технологий. На данном уровне минимальное использование ИКТ-технологий, только самое элементарное. Например, редактирование, сохранение, копирование и перенос информации в электронном виде, освоение поискового навыка в сети Интернет.
Углубленный. Данный уровень подразумевает освоение ИКТ-технологий и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность спе- циализированных технологий и ресурсов. ИКТ становятся для педагога инстру- ментом в осуществлении прикладной деятельности.
Профессиональный уровень. На данном уровне осуществляется создание новых инструментов для реализации информационной деятельности, разработка собственных электронных средств учебного назначения для решения професси- ональных и личных задач.
Под ИКТ-компетентностью педагога понимают:
один из основных показателей профессионализма;
ключевая компетентность для решения современных задач образования;
новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного про- цесса, для получения новых знаний, как ученика, так и учителя.
Из этого следует, что без ИКТ-компетентности в современной школе делать нечего. Поэтому современные высшие учебные заведения практикуют развитие у всех направлений данной компетентности.
ИКТ прибавляют эффективность в образовании учащихся. Каждый урок необходимо проводить с использованием интерактивных средств, с использова- нием презентаций. Данное нововведение облегчает задачу учителя тем, что по- вышаются темпы работы на уроке, равномерно у обучающихся распределяется объем полученной информации, развивается умственная культура труда и т. д.
Современный школьный учитель должен уметь самостоятельно искать, ана- лизировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразо- вывать, сохранять и передавать ее с помощью ИКТ [3].
Одной из особых технических новинок является интерактивная доска, кото- рая уже практикуется в каждой школе. Данное оборудование позволяет педагогу сделать процесс обучения более ярким, динамичным, наглядным. А также более эффективно осуществлять обратную связь с учащимися. Интерактивная доска позволяет педагогу: индивидуализировать и дифференцировать процесс обуче- ния, визуализировать учебную информацию, формировать умение принимать оптимальное решение различных ситуаций, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности и др. [4].
Вся эта поэтапная и своевременная работа привела к тому, что 90% педаго- гов современной школы не только используют уже готовые цифровые ресурсы для проведения уроков и внеурочных мероприятий, но и самостоятельно разра- батывают эти ресурсы, охотно делятся опытом и вполне успешно участвуют в различных профессиональных конкурсах по распространению своего опыта [7]. Таким образом, ИКТ-компетентность учителя имеет место быть в необхо- димом перечне компетентностей учителя начальных классов, так как современ- ная школа ставит перед собой задачу найти высококвалифицированных учите- лей для полноценной передачи знаний младшему поколению, чтобы учащиеся
стремились к саморазвитию, познанию. Для перечисленного необходимо, чтобы перед обучающимися был правильный пример, на который они будут равняться.
Список литературы
Илюхина В.А. Школьный кабинет как показатель уровня профессиональ- ной компетентности педагога в ОУ инновационного типа / В.А. Илюхина. – М.: Перспектива, 2014. – 272 с.
Лыкова И.В. Информационно-коммуникационно-технологическая ком- петенция (ИКТ-компетенция) / И.В. Лыкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1016–1018.
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования): Профессиональный стандарт.
Турковская Н.В. Интерактивные технологии как средство взаимодей- ствия между участниками образовательного процесса / Н.В. Турковская, Ю.А. Сподарева // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1 (8) – С. 195–198.
Турковская Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / Н.В. Турковская, Е.В. Мелякова // Студент и наука – 2013: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17–18 апреля 2013 г.). – Челябинск: Матрица, 2013. – С. 60–63.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподава- телей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. – М.: Бином. Лабора- тория знаний, 2015. – 189 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6486.